Стр. 176 - 2

Упрощенная HTML-версия

176
найдет мудрые советы» или «ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь
сердце твое к размышлению» (Притчи 1:5; 2:2). В русском языке оно обозначалось двумя
глаголами: слушать и слышать. Существует небольшая этимологическая разница между
ними: «слушать» образован от «слух, ухо» и от него «послушание» (лат.
aus-cultare
«внимательно слушать»). Этот глагол часто употребляется в латинской Вульгате, когда
делается акцент на необходимости волевой концентрации и осмыслении сказанного:
«Внимательно слушайте слово мое и объяснение мое ушами вашими» (Иов 13:1).
Праславянское
uxo
родственно латинскому
auris
«ухо» а также диалектным
формам древнегреческого языка, родственным древнееврейскому όзен. Глагол «слышать»
является формой, произведенной от «слух, ухо», но небольшой смысловой нюанс,
выраженный в чередовании гласных, объясняет и разницу происхождения – от «слых», т.е.
«слух, молва». Этот глагол подчеркивает чувственное восприятие, которое может
сопровождаться осмыслением: «Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило
для себя» (Иов 13:17), либо происходит без оного «своими ушами слышат и не разумеют»
(Евангелие от Марка 4:12).
Прокалывание уха у древнейших народов было обычаем, символизировавшим
послушание и покорность. Если раб не желал пользоваться свободой, а предпочитал
оставаться у своего хозяина со своим семейством, то его в присутствии властей ставили к
косяку двери и господин собственноручно прокалывал ему ухо шилом, тогда он делался
рабом его на всю жизнь; таким же образом поступали и с рабынями. Используя в настоящее
время серьги, кольца, ожерелья в качестве украшений, современный человек забыл, что эти
предметы в древности имели строго определенное и важное значение: по ним узнавались
социальный статус человека, родовая принадлежность и пр. Например, в соответствии с
библейской традицией ношение серег в ушах являлось внешним знаком послушания тому,
кто эти серьги дарил: жена слушается мужа и почитает его как своего господина; муж дарит
украшения жене в знак любви и уважения. Сохранение заповеданной взаимной супружеской
верности («Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей: и будут
[два] одна плоть», Бытие 2:24) и чистоты отношений нашло выражение в архаичном
символическом значении круга, отражавшего идею целостности в виде кольца, носимого как
в ушах, так и на пальцах. В языческих культурах было принято украшать драгоценностями
статуи богинь, подчеркивая эротические зоны тела. В англосаксонской Британии кольца
были символами связи между вождями и их воинами.
Примечание 44
. До Галена слово
karkinos
употреблялось в качестве метафоры
(перенос характеристики поведения краба: цепкость, раздражительность, проворность,
приспособляемость, боязливость) для обозначения страшной болезни, которая цепко
захватывала человека, распространяя свои ядовитые соки на все тело, в результате чего
человек умирал в жестоких муках. В переносном смысле это слово использовалось для
обозначения учения лжеучителей (употреблялось апостолом Павлом во 2-м Послании
Тимофею 2:17), а также для яркости образа равнодушия. Например, К.П. Паустовский
говорил, что невежество делает человека равнодушным, а равнодушие растет медленно, но
необратимо, как раковая опухоль.
Словом
karkinos
обозначалось также созвездие, по положению звезд
напоминающее краба (рака). Поклонение звездам и приписываемая им роль в управлении
судьбами людей привели к созданию учения о звездах – астрологии, возникшей в древней
Месопотамии. Шумерские жрúцы поклонялись луне, называя символическими образами
«дома луны» и считая, что олицетворяющие вымышленные образы созвездия сообщают свои
качества родившимся под их знаком людям. Например, китайский календарь был целиком
лунным. Каждый дом занимал воин-герой, один из мужей лунной богини, которая каждую
ночь очередного месяца проводила с новым возлюбленным в одном из своих небесных
дворцов. Этой богине, как царице неба, поклонялись также некоторые семитские народы: в