Стр. 167 - 2

Упрощенная HTML-версия

167
«сопровождаемую большим жаром, не дающую покоя телу, иссушающую и чернящую язык
и вызывающую желание холода»;
phrenitis
френит, при которой на первый план выступали
мозговые явления: длительное расстройство сознания, бред, коматозное состояние». Здесь
следует отметить, что греческое
phrene
(от глаг.
phreno
«думать»)
употреблялось в двух
значениях: 1) грудобрюшная преграда (известное как диафрагма) и 2) дух, душа, ум. Это
обусловлено тем, что еще во времена Гомера это место считалось местопребыванием ума. В
этом же трактате дана номенклатура бредовых состояний:
paraphronein
(букв. «cходить с
ума») – для обозначения бреда вообще;
parakroein
«галлюцинировать» – сильная степень
бреда;
paralerein
«бредить», в смысле говорить бессвязные речи;
paralegein
«заговариваться»
– меньшая степень бреда. В гиппократовских «Афоризмах» также содержатся сведения о
лихорадках прогностического, терапевтического и диагностического характера. Например:
«У кого при лихорадке появляется на зубах клейкая материя, у тех лихорадки делаются
более сильными»; «При бубонах лихорадки все злокачественны, исключая однодневных
(эфемерных)»; «Пот, являющийся у больного лихорадкой, причем эта последняя не
ослабевает, значит, продолжается и показывает слишком обильное накопление влаги» и др.
Примечание 33
. В древней медицине по внешнему виду языка определяли
состояние человека. Например, в «Гиппократовом сборнике» представлен трактат
«Афоризмы», авторство которого приписывается Гиппократу, говорится: «Язык бывает
черен и кровянист; если есть отсутствие одного из этих признаков, то это еще не так худо,
ибо показывает меньшую болезнь».
Традиционно язык (греч.
glоssa
, лат.
lingua
) рассматривают как часть тела и как
средство общения, т.е. речь (см. Приложение).
Как часть тела язык использовался для символики. Например, в Северной Индии и
Тибете высунутый язык является знаком приветствия и отождествляется с удачей и
рождением жизни (язык как знак мощи и жизненной силы между губами имитировал богиню
йони-лингу: мужские гениталии внутри женских). Однако в западной традиции этот жест
имеет оскорбительный смысл: показанный между губ язык (фаллос) сродни вытянутому
среднему пальцу. Именно из-за сексуального подтекста, присущего языку, дьявол (греч.
«клеветник») или сатана (евр. «противник») изображался с высунутым языком. Буддисты
интерпретировали язык как символ лжи. Еще до появления сказки о Пиноккио с его
длинным носом, растущим по мере лжи, существовал индусский рассказ о том, что лжецы
попадут в великий ревущий ад, где их языки вырастут до непомерной длины. Готические
гаргульи на стенах кафедральных соборов изображались именно с высунутыми длинными
языками, что можно интерпретировать двояким образом.
О важности языка как органа речи, который уподобляется пламени, вышедшему
из-под контроля, говорится в Библии: «Язык – небольшой член, но много делает. Посмотри,
небольшой огонь как много вещей зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в
таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет
круг жизни, будучи сам воспаляем от геены. Ибо всякое естество зверей и птиц,
пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а
язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного
яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию
Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно сему так быть. Течет
ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иакова 3:5-11). Осквернение,
искажающее нравственный облик человека, происходит через сквернословие, злоречие,
клевету, сплетни, ложь, ложные клятвы и т.п.
Примечание 34
. Древнерусское слово «губа» означало «рот, устье» с
первоначальным значением «складка, загиб».