165
виде всевидящего ока, испускающего из себя кругом солнечные лучи, вошедшие в
религиозную символику.
В библейской традиции глаза представлены как орган зрения, сотворенные, как и
все тело, Богом, с определенными функциями: зрение, мигание, плач. Глаза могут быть
красивыми; иногда слабыми, с бельмом; красными от вина, от ярости; мутятся от горести, от
старости, от болезни. В переносном смысле глаза олицетворяют образ мыслей, духовное
просвещение. В Евангелиях от Матфея и Луки (11:34) Иисус назвал глаза «светильником для
тела». «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет
светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в
тебе, – тьма, то какова же тьма?» (Евангелие от Матфея 6:22-23). При свете все видно.
Значит, свет, «который в тебе», – это свет, в котором человек истолковывает окружающий
мир. Если мировоззрение ложно, тогда восприятие действительности будет искаженным.
Со светильником глаз сравнивал и Эмпедокл (см. Примечание): «Подобно тому
как кто-либо, собираясь в путешествие в бурную ночь, запасается фонарем, зажегши его у
ярко горящего огня – факелом, отражающим разнообразные ветры, таким образом
устроенный факел-фонарь рассеивает (т.е. не допускает до пламени) дыхание бушующих
ветров, свет же, вылетая наружу, поскольку он тоньше ветра (т.е. состоит из более тонких и
удобоподвижных частиц, чем воздух), начинает проникать за порог (т.е. освещать дорогу
при выходе из жилища) неутомимыми лучами: – так в то время (т.е. при сотворении
Кипридой организмов) первичный огонь (т.е. весьма древний, стихийный, элементарный, в
противоположность эмпирически данному огню первой части сравнения), заключенный в
оболочках и в тонких тканях глаза, которые насквозь пробуравлены дивно устроенными
воронками (т.е. порами), стал скрываться за круглым зрачком (imperfectum глагола λοχάζετο
указывает на постепенное образование глаза силою Киприды); и эти воронки стали
удерживать обтекающую в большом количестве воду, огонь же пропускать наружу,
поскольку он тоньше. На долю скрывающегося в глазу кроткого пламени выпала лишь
незначительная частичка земли. Из этих стихий божественная Афродита создала
неутомимые очи… Из обоих глаз происходит одно зрение (т.е. оба глаза дают одно
зрительное ощущение)» («О природе» 84-86, 88).
«Гиппократов сборник» включает небольшой трактат «О зрении», сохранившийся
в виде отрывка, содержание которого посвящено глазным болезням и включает: 1) болезни с
изменением цвета зрачка; 2) выскабливание и прижигание как средство исправления зрения;
3) выскабливание и прижигание век при грануляциях; 4) лечение утолщения век; 5) средства
против блефарита; 6) лечение никталопии (
nyctalopia
«ночное видение» у Гиппократа
обозначает светобоязнь и слезотечение при дневном свете. В Прорретике, II, 33 написано:
«Те, кто видит ночью и кого мы называем никталопами, поражаются болезнью в раннем
возрасте, детском или юношеском… Те, у кого бывает продолжительное слезотечение,
становятся никталопами». Такие случаи описаны в «Эпидемиях». Но у других греческих
врачей никталопия стала обозначать слепоту ночью, куриную слепоту, гемералопию
(
hemeralopia
от
hemera
«день» +
alaos
«который не видит», т.е. «слепой» +
ops
«зрение», т.е.
«не видящий днем»), и это смешение продолжалось до XVIII века, причем гемералопию
также лечили бычьей печенью); 7) трепанацию при потере зрения; 8) эпидемические
воспаления глаз. Из лечебных средств на первый план выступает медь и ее препараты,
знание свойств которых унаследовано от египтян. Операция катаракты не практиковалась
приверженцами Гиппократа, хотя была известна вавилонянам (законы Хаммурапи) и
египтянам (указание на нее в папирусе Эберса). Описание этой операции у греков было дано
лишь в IV веке до н.э. Антиллом.
Примечание 32
. Русское «лихорадка» происходит от глагола
лихо-радеть,
т.е.
действовать во вред кому-либо, заботиться о ком-нибудь с злобным намерением, желать зла,
делать зло (лихо). Синонимы: лихоманка от глагола
лихо-манить
, т.е. причинять зло,