164
выжатый сок стеблей винограда, желуди, листья крушины, янтарь, выжатый сок розы,
татарник. Ко всем этим лекарствам можно примешивать сельдерей, ажгон, анис, сумбул, а
также вещества, вызывающие онемение. Это, например, корень мандрагоры, белена, мак
снотворный. Примешивают к ним и такие склеивающие вещества, как слизь подорожника
блошного, выжатый сок портулака огородного, слизь семян айвы.
Если кровохарканье происходит от разъедания, то вылечить его очень сложно.
Иногда разъедающие язвы излечивают ладан, мирра, подорожник большой, семя портулака
огородного, корень алтея, кровавик. Вообще же полезны все лекарства, которые склеивают,
сушат и сращивают.
Если установлено, что причиной кровохарканья является влажность и
расслабление дыхательных мышц, то применяются лекарства с высушивающими,
согревающими и вяжущими свойствами: корень ситника ароматного, мастикс, поджаренный
кумин, горная мята, бобровая струя, шафран, которые дают внутрь. Иногда к этим
лекарствам добавляют каштан.
При застарелом кровохарканье любого происхождения употребляют семена
набатейского порея и семена мирта в равных количествах, этого лекарства употребляют по 6
г на один прием. Можно взять также выжатого сирийского порея – 30 г, примерно15 г уксуса
и поить этим лекарством больного по утрам.
Из сложных лекарств при кровохарканье рекомендуются следующие: 6 г сока
подорожника большого, столько же выжатого сока воловика, по 30 г выжатого сока
портулака огородного, выжатого сока свежих стеблей розы. Все ингредиенты толкут, сок
процеживают, разводят в нем немного печатной глины и дают пить больному.
Больным, страдающим кровохарканьем, кроме того, рекомендуется для питья
использовать дождевую воду, в которой размачивали армянскую глину или розы. Очень
полезна из-за своих вяжущих свойств железистая вода, в которой гасили железо. Есть
опасность того, что кровь в легких загустеет, то для ее разжижения больного нужно поить
уксусом, немного разбавленным водой. Для этой же цели можно использовать и такое
сложное лекарство: берут 6 г вареного пажитника, 3 г аристохии, 9 г мирры, по 3 г касатика,
перца черного, белены и 6 г роз. Все это смешивают, превращают в лепешечки, высушивают
в тени и дают больному пить с соком фенхеля».
Примечание 31
. В древнерусском языке употреблялось «глазкы стекляныи» для
обозначения стеклянных (прозрачных) шариков. Этимоном его является индоевропейское
gel-
«круглое, шарообразное». До этого в обиходе было «око», родственное латинскому
oculus,
древнеиндийскому
akşī
«глаз, отверстие, дыра», готскому
augõ
«глаз». Греческое
ophthalmos
произошло от объединенной формы ионийско-эолийского диалектов глагола
όράω
«видеть, смотреть». В Древнем Египте иероглифический (греч.
hieros
«священные» и
glipho
«письмена») знак глаза обозначал универсальное материнское слово «Маа» – имя
богини, отождествлявшейся с Всевидящим Оком. Вероятно, между глазами и матерью в
древности видели связь, устанавливающуюся между ней и младенцем сразу после рождения.
Считалось, что этот зрительный контакт обеспечивает выживание ребенка. Имя гаэльской
богини солнца Сулевии произошло от слова
sull
«глаз». Этим же словом обозначалось
отверстие, подобное «глазку», а также вихрь. Римляне отождествляли эту богиню с
Минервой в образе всевидящей старухи в Капитолийской триаде. В Британии были
установлены жертвенники «Суль Минерве» в период римского завоевания. Индусская
великая богиня Лалита Сахасранамам создавала и разрушала вселенные, просто закрывая
или открывая глаза. Поскольку глаз богини часто являлся и глазом наказания, его боялись и
характеризовали как злой глаз. В древнеиндийских «Ведах» глазом Варуны (бога неба)
является солнце, а в некоторых гимнах солнце и луна представляются очами неба.
Верховный бог германцев Вотан назывался одноглазым: своим оком (солнцем) озирает всю
землю. Персы считали солнце глазом Ормузда. Отсюда – традиция изображения божества в