155
но и выполняли обязанности царедворцев, начальников войска, т.е. занимали достаточно
высокие должности. Евнухов распознавали по отсутствию бороды и припухлым лицам. В
Евангелии от Матфея 19:12 Иисус говорит о трех родах скопцов: 1) от рождения; 2)
посредством оскопления и 3) через собственное отречение.
Евнухоидизм как загадочная «женская болезнь» скифов упоминается
древнегреческим историком Геродотом: «На скифов, ограбивших храм в Аскалоне, и на их
потомков на вечные времена богиня наслала женскую болезнь; и скифы рассказывают, что
по этой причине они болеют, и прибывающие в скифскую страну могут видеть страдания так
называемых энареев». Энареи (иран. «анарья» – немужественный) – кастраты, гермафродиты
– жрецы богини Иштар.
Объяснение евнухоидизму попытался дать автор трактата «О воздухах, водах и
местностях», входящего в «Гиппократов сборник» (см. Приложение). Полагая, что эта
болезнь, как и другие, связана с божеством, автор трактата говорит, что «всякая из них
(болезней) имеет свою собственную природу, и ничто не делается вне природы». Поэтому он
называет основную причину болезни, увязывая ее с кочевым образом жизни скифов:
«Вследствие верховой езды наездников схватывают боли суставов, так как ноги их всегда
свешиваются с коней. Затем те, которые сильно болеют, делаются хромыми, и у них бедра
изъязвляются. Лечат же они себя таким способом: когда начинают болеть, то открывают обе
вены позади ушей, и когда кровь истечет, то вследствие слабости охватываются сном и
засыпают. Затем одни пробуждаются здоровыми, а другие нет. И мне кажется, что от такого
лечения пропадает способность рождения, ибо имеются около ушей вены такого рода, что
если кто их надрежет, то подвергшиеся сечению становятся бесплодными. После же, когда
приближаются к женам и не могут иметь с ними дела, сначала, нисколько не задумываясь,
успокаиваются; когда же два-три раза или больше пытаются делать это и не успевают, тогда,
воображая, что они оскорбили бога, на которого сваливают вину, надевают женскую одежду,
открыто признавая свою потерю мужских свойств. Они живут по-женски и исполняют
вместе с женщинами их работу». Причем евнухоидизмом «страдают скифы не самого
низшего сословия, а благороднейшие и те, которые посредством верховой езды достигли
величайшего могущества. Бедные же страдают меньше, ибо не ездят верхом, хотя должно
было бы, если бы эта болезнь была божественнее прочих, чтобы она постигала не одних
только благороднейших и богатейших скифов, но всех одинаково и более тех, которые
владеют малыми средствами, если только боги довольны бывают служением и почитанием
со стороны людей и соразмерно посылают им благодеяния. Ведь богатые, владея деньгами,
конечно, часто приносят богам жерты и дары и оказывают им почести. Бедняки же не могут
этого делать, не имея ничего, и даже порицают богов за то, что они не доставляют им
средств; поэтому те, которые владеют малым, скорее должны были бы терпеть наказание за
подобные грехи, чем богатые».
Примечание 22
. Русское «жир» этимологически связано с общеславянским
значением «корм, пища» и «жить». В древнерусском «жир» назывался «тук» (древний корень
сохранился в слове «тучный») – слово, восходящее к древнеиндийскому
tōkάm
«потомство»,
древнепрусскому
taukis
«сало», древнеирландскому и англосаксонскому cоответственно
Þjό,
tūknā
«бедро»; «задница». Туком назывался жир с животных, которых откармливали для
еды: «Тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях, и обе почки
(почки считались средоточием эмоций и символизировали посвящение чувств Богу), и тук,
который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени», запрещалось
употреблять в пищу, как и кровь, в соответствии с повелениями, записанными в книге Левит,
входящей в Пятикнижие Моисея и представляющей часть закона, данного Богом в
откровении при заключении завета с народом на горе Синай.
С воском был связан вавилонский обычай, принятый персами, заключавшийся в
обмазывании тела покойника с целью задержать разложение, после чего тело помещали в