154
Из сложных составов для повязок берут равными частями шишки кипариса, ладан,
шлак золота, цветки гранатника, мирру, ягоды можжевельника. Все это мелко растирают,
замешивают на камеди и прикладывают на место, где образовалась грыжа.
При заращивании грыжи у детей рекомендуется такая повязка: берут 30 г корок
ладана и 15 г незрелых галлов. Все это варят со 150 г вяжущего вина. Больное место
поливают холодной водой, а затем на несколько дней прикладывают эту повязку. Иногда для
детей бывает достаточно повязки из цветков гранатника, подорожника блошного и корня
дикого касатика. Или можно наложить повязку из водяной чечевицы (ряски определенного
вида) или смазать грыжу бделлием, разведенным в вине, с маслом жасмина или бобровой
струей. Нередко щель просто заклеивают ячменным толокном.
Если известно, что причиной грыжи является преобладание ветров, то применяют
средства, рассеевающие ветры. Хорошим лекарством в этом случае является такое: берут в
равных частях листья сухой руты, еженос, кумин, ажгон, семена прутняка, соль углекислого
натрия, мяту, а также повилику в количестве, равном общему количеству смеси. В состав
добавляют мед и используют внутрь. Для лекарственных повязок в этом случае берут руту,
кумин, прутняк, мяту, аир, костянки лавра, майоран, смолу стираксового дерева. Из масел
наибольший эффект дают масло жасмина, масло нарда.
При сильной боли применяют свечки, состоящие из меда, соды, сагапена,
опонакса, кумина, семян руты, листьев руты и бобровой струи».
Примечание 20
. Случаи данного явления зафиксированы в исторических
хрониках и связаны с сильным потрясением, вследствие чего кровь задерживается в своем
естественном течении и красные кровяные шарики выжимаются через поры.
Так, например, в 1552 году, во время войны между Генрихом II и Карлом V,
итальянский офицер был захвачен врагами. В случае отказа предать защитников крепости
Монте Маре ему грозила публичная казнь. Внутренняя борьба между желанием выжить
ценой предательства и сохранением чести потрясла пленника до такой степени, что
кровавый пот выступил у него на всем теле.
Подобное состояние описано врачом Лукой в Евангелии от Луки (22:42-44).
Разница с предыдущим примером заключается в том, что у офицера такое состояние
спровоцировало противоречие между желаниями выжить, но потерять честь или умереть, но
сохранить честь. У Иисуса главным мотивом была Любовь к Отцу и желание исполнить Его
волю, заключавшуюся в спасении погибающего тварного мира и примирении его с Собой.
Возможно, это был решающий момент в истории всего человечества, прошедший в тишине,
без шума, незаметно для человеческих историков. Сын Бога, Сам Бог, принявший
человеческую природу (рожденный от женского семени) и, «будучи искушаем», как и все
люди, но оставшийся верным Богу Отцу и не совершивший никакого греха, в очередной раз
преданный людьми, молился в Гефсиманском саду, «говоря: Отче! О если бы Ты благоволил
принести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (22:42). Чаша в
Писании часто символизирует страдание и гнев Божий. Насколько велика была чаша
Божьего страдания и гнева на идущих по пути зла людей, разрушающих на этом пути все,
свидетельствуют скупые строки Евангелия: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на
землю» (Евангелие от Луки 22:43-44).
Примечание 21
. Слово
eunochos
связано с древнейшим обычаем оскоплять
пленных, введенным ассирийской царицей Семирамидой. Оскопление лишало мужчину
возможности стать мужем и отцом. Став традицией (лат.
traditio
«передача»; «преподавание,
обучение»; «предание, повествование»; «установившееся издавна мнение или привычка»),
этот обычай требовал, чтобы при царских и вельможных дворах служили лица, лишенные
всех человеческих привязанностей. Они не только служили охранниками царских гаремов,