Стр. 151 - 2

Упрощенная HTML-версия

151
Если же опухоль на десне возникает как следствие избыточной влаги в организме,
вначале нужно полоскать рот горячим маслом с медом и уваренным до густоты фруктовым
соком, а затем употреблять вышеперечисленные растворяющие лекарства.
При кровоточащих деснах применяют жженые квасцы, гашенные уксусом с
двойным количеством красного купороса, которым посыпают десны. Используется также
смесь, состоящая из одной части мирта, одной части жженой чечевицы, двух частей сумаха и
красного купороса, трех частей соцветий ситника ароматного.
При язвах в деснах хорошо использовать можжевельник, а также смесь,
состоящую из одной части галлов и половины части мирры, смешанной с розовым маслом.
Одним из полезных полосканий является полоскание настоем морского лука на уксусе, а
также полоскание молоком ослицы, отваром листьев оливкового дерева, розы, чечевицы,
чашечек гранатника. При разъедающих язвах рекомендуется порошок, состоящий из трех
частей плодов тамариска и слюногона, одной части чистотела, цветков гранатника, шафрана,
двух частей желтых миробаланов и сухой розы, по полчасти бобов, нашатыря, морской пены,
четверти части камфары.
Используют также цветки гранатника с железной окалиной. Этой смесью
натирают десну, а затем полощут рот настоем морского лука на уксусе или уксусом, в
котором варились листья оливкового дерева.
Хорошим средством является такое – взять в равных частях квасцов, извести
галлов, мышьяка, растереть, а затем получившимся порошком натирать десну. При язвах
полезным бывает и прижигание, после которого применяют примочку из галлов с тремя
частями мирры».
Примечание 17.
По поводу происхождения волос Эмпедокл (см. Приложение)
писал: «Волосы, листья и перья густые у птиц и на рыбах плотный покров чешуи – из одной
происходят основы» («О природе»).
В библейские времена волосам придавалось важное значение. Волосы служили
образом растительности на земле (Исаиа 7:20); «стояние волос дыбом» изображало сильный
страх и ужас (выражение, сохранившееся до наших дней). Ценностное отношение к волосам
отражалось в обычае клясться волосами: египетские женщины клялись своими косами, а
мужчины – бородами. В Индии женщины стригли волосы только в случае вдовства. Апостол
Павел говорит о волосах женщин как о естественном покрове, делающем им честь. Главною
красотою волос считались кудри, а их черный или темный цвет являлся их естественным
украшением. Чисто белые волосы считались символом Божественного величия. Седые
волосы указывали на преклонность лет и почитались венцом и украшением старости.
Причем, в соответствии с этимологией, слово «старость» в древности понималось как
состояние, характеризующееся обладанием силы, влияния в роде, племени. «Старым»
называли человека, «крепко стоящего на ногах», главу рода, поэтому отличали «старость» от
дряхлости, или ветхости. Изменение цвета волос (без их окрашивания) служило одним из
первых признаков проказы, и потому повелевалось в сих случаях вне стана провести
очистительные процедуры: сбрить все волосы, омыться водой (Левит 14:8,9). Существовал
обычай стричь или брить волосы на голове во время глубокой скорби, траура, раскаяния в
своих грехах. Вырывание своих волос также было знаком печали. Неухоженные волосы
также являлись знаком глубокой скорби. Кроме указания на эмоциональные состояния,
прически служили для демонстрации звания, социального статуса. Так, в Египте беременные
женщины связывали волосы в два плотных пучка вверху на голове для соединения
магических сил. Распущенные волосы считались неприличными (кроме случаев, когда их
распускали в знак траура) для женщин, кроме танцовщиц, чьи распущенные и украшенные
волосы рассматривались как эротическое средство выражения принадлежности к
определенному сообществу. Знаком детства был локон с одной стороны на почти наголо
выбритой голове мальчика-подростка из высших слоев общества. Локон также являлся