обследования, аналогичные моим, были и у других студентов, но они не осмелились
нарушить рекомендуемые данные о нормальных границах сердца.
– Ты что, выделиться хочешь? – удивился кто-то. – У всех одно, а у тебя – другое?
Дважды перепроверил – результат прежний: «Считаю, что я прав».
– А что нам показал преподаватель? – урезонивают. – А что написано в учебнике? А
что говорилось на лекции? Нам ошибки простительны – мы еще учимся. Еще не работали.
Но ты же уже фельдшер! Причем, фельдшер со стажем! Возьмут, да и сообщат на твой
здравпункт о твоём невежестве: мол, как может, с позволения сказать, фельдшер оказывать
сердечному больному помощь, если сам не знает, где у этого больного находится сердце. Вот
смех-то будет! Какой позор! Сразу же вылетишь с работы!...
– Ну и пусть, – заупрямился я. – Сюда за знаниями пришел.
... Начался опрос. Как по учебнику, студенты отчеканивали:
– Правая граница относительной сердечной тупости отстает от правого края грудины
на один сантиметр...
Иван Степанович молчал, невозмутимо слушал, не поправляя ответы. Червь сомнения
грыз меня: « Не может быть, что все ошибаются, а только я один прав...». Между тем,
ответили все, подошла и моя очередь. Кто-то обратился к преподавателю:
– Не спрашивайте, пожалуйста, Суменкова сейчас. Он ночами работает фельдшером,
и сегодня сильно устал.
Понимаю – это благородная попытка спасти меня от неприятностей.
- Ну, что же, раз такое положение... – начал Иван Степанович, но я его прервал:
- Спасибо за заботу, но всё же отвечу, – и изложил свои выводы.
Воцарилась напряженная тишина... Преподаватель многозначительно помолчал и,
наконец: – Суменков ... прав! Давайте разбираться.
- Но вы же сами показали! – зашумели студенты. – И в учебнике написано... И на
лекции говорили... Как же так?... Чему же верить? – в сторону Ивана Степановича
вызывающе нацелены открытые учебники и лекции.
- На лекции и в учебнике приведены усредненные границы нормального сердца, –
спокойно пояснил преподаватель. – И у продемонстрированного мной больного сердце
здоровое. Вы же имели дело с тяжело больным, у которого границы сердца расширены почти
во все стороны.
- А мы-то думали, – продолжалось волнение.– Почему заранее не предупредили?
- Потому, что у вас есть голова, которая должна думать, – последовал ответ.– Это вам
– наука. И не только в медицине! На всю жизнь запомните: надо видеть не то, что, как вам,
кажется, должно быть, а то, что имеется в действительности...
Конечно, можно было не проявлять творческого подхода, «всё разжевать и положить
в рот», но тогда бы не возникла интрига и из-за отсутствия необычности занятие
превратилось бы в обычное, ничем особо не запомнившимся на всю жизнь.
... К сожалению, Ивана Степановича с тех пор не встречал. Но с удовольствием читаю
его замечательные стихи – состояние души. В них – Мудрость, Любовь к жизни, своей
профессии, родному ВУЗу, краю. И безграничная преданность своему Отечеству. Прочтите
его поучительное стихотворение «Не покидайте отчий дом» и вам захочется познакомиться
со всем творчеством этого талантливого человека.
* * *
С Иваном третьим,
Иваном Ивановичем Таскаевым
, вместе трудился на
строительстве институтского спортивно-оздоровительного лагеря в Чернолучье, куда нас
направляли как сотрудников на десять дней. Тогда была такая традиция: бесплатно работать
на субботниках и воскресниках и без дополнительной оплаты сверх институтской,
участвовать в различных стройках. С Иваном я часто трудился вместе. Мне было с кем
сравнить его. Ещё в студенческие годы я участвовал в возведении санитарно-гигиенического
корпуса по Проспекту Мира и наблюдал, с какой неохотой, если можно так выразиться,