Стр. 4 - 2

Упрощенная HTML-версия

Треблинке. Кто не помнит его героя – мальчика-короля Матиуша I! Кто не читал, глотая
слезы, прекрасную и горестную повесть «Когда я снова стану маленьким»! От скольких
ошибок предостерегла педагогов и родителей его книга «Как любить детей»...
Но каким бы талантливым писателем и великим воспитателем ни был Корчак, главное
– то, как он прожил жизнь.
...Высокий и трагический итог помнят все. Август 1942-го, Варшава. Площадь
Гданьского вокзала, забитая толпами измождённых людей, ожидающих отправки в
концлагерь. Серые лица, серые лохмотья, когда-то бывшие одеждой. Воздух, пропитанный
мукой, отчаянием, безнадегой. И вот – яркий всплеск: на площадь вступила колонна из двух
сотен детей. По три в ряд, над головами поднято зелёное знамя с желтым четырехлистным
клевером – символом надежды (это знамя Корчак придумал для короля Матиуша). Впереди –
мальчик-горнист и сам Старый Доктор с безногой девочкой Натей на руках. Еще девять
взрослых – воспитатели. Так выступил в последний путь Дом сирот.
...Пронзительный финал. Эпизод, растиражированный тысячи раз. Самое печальное –
некий привкус случайности: будто никто не ожидал, что Корчак поступит именно так.
Между тем иного он выбрать в принципе не мог. И доказал это всей своей жизнью.
Пятилетний философ
Когда начался его путь в Треблинку? Наверное, в те времена, когда еще не было на
свете никакого Корчака – а был мальчик Генрик из благополучной семьи Гольдшмитов,
ассимилировавшихся польских евреев. Он появился на свет в 1878 году. Отец – известный
адвокат, любящая мама, младшая сестрёнка Анна, бабушка, обожавшая внука. Именно ей
Генрик рассказывал, как изменит мир, когда вырастет: он уничтожит деньги, чтобы больше
не было богатых и бедных, чтобы не осталось голодных и нищих. Бабушка звала
пятилетнего малыша философом. И всегда угощала изюмом – любимым лакомством детства.
Когда Генрику исполнилось одиннадцать, прежний мир рухнул: у отца обнаружилось
психическое заболевание, его поместили в лечебницу для душевнобольных, из которой пан
Юзеф Гольдшмит уже не вышел. Денег в семье не стало. С 14 лет Генрик оказался единс-
твенным кормильцем – зарабатывал уроками. Тем и жили.
Ему едва исполнилось 17, когда отец умер. В дневнике юноши появляется
удивительная запись: «Как только я узнал о папиной смерти, меня охватило странное
чувство. У меня еще нет своих детей, но я их уже люблю». А, пожалуй, не такое уж
странное: осиротевшая душа рвётся продолжиться в детях.
Генрик не стал дожидаться, когда у него родятся сыновья или дочери. Вокруг столько
детей, лишённых родительской любви, лишённых детства! Они уже есть. И им уже сейчас –
остро, позарез! – нужны любовь и забота. Он поступил в медицинский институт, днём
учился, по вечерам и выходным пропадал в кварталах бедноты: по мере сил лечил,
подкармливал, учил детишек.
А очень скоро возник и Януш Корчак: в 1898 году Генрик сочинил пьесу в четырёх
актах «Каким путем?» и послал её на конкурс драматургов, объявленный
газетой «Курьер Варшавский», подписавшись этим псевдонимом. Кстати, псевдоним,
известный сегодня во всем мире, возник совершенно случайно. По условиям конкурса
участники должны были подать свои сочинения под вымышленными именами – и он выбрал
себе псевдоним Янаш Корчак – по имени одного из героев польского писателя Игнацы
Крашевского. Имя «Янаш» по ошибке было набрано как «Януш». Так и появился Януш
Корчак.
Явление Корчака
С тех пор они шли рука об руку. Доктор Гольдшмит сотрудничал с виднейшими
варшавскими клиниками, имел обширную частную практику. Януш Корчак лечил городскую
бедноту, на свои деньги покупал маленьким пациентам лекарства, еду, книги, одежду. И чем
больше времени он проводил с детьми, тем сильнее поражался тому, насколько глубок,
многозначен и трагичен мир ребенка. Рушились расхожие штампы о детстве как о золотом