3
Моей жене НАТАЛЬЕ ИВАНОВНЕ посвящается этот
труд, создание которого было бы невозможно без ее
многолетней заботливой и терпеливой поддержки.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Важнейшим инструментом хирурга является интеллект наблюда-
ющего и думающего врача, связывающего действия с логикой и опи-
рающегося на многовековой опыт. Для подготовки зрелого специали-
ста требуется много времени и усилий. В этом процессе важное место
занимает полноценное информационное обеспечение.
Идея пособия, в котором концентрированно были бы представле-
ны и современные, и классические лечебно-тактические варианты,
возникла на определенном этапе моей двухдесятилетней лечебно-
педагогической деятельности, когда сформировался программный
набор лекций для студентов, и стала актуальной задача эффективности
усвоения знаний. Возглавив хирургическую клинику, я должен был
ежедневно и многократно находить конкретные диагностические и
тактические решения, обучая своих коллег и обучаясь сам. Это еще
более показало необходимость четкой организации материала. Стимул
для продолжения работы был получен, когда клиника встала перед
задачей организовать постдипломное образование врачей-хирургов —
задачей трудной и ответственной. Лекции были дополнены, перерабо-
таны с учетом новых данных и привлекли внимание хирургической
общественности.
В представленных лекциях я старался сочетать основы, к сожале-
нию, нередко забываемой хирургической классики и быстро развива-
ющихся хирургических и парахирургических технологий, преломляя
их через призму своей четвертьвековой хирургической практики.
Надеюсь, что данный труд окажется полезным моим коллегам по про-
фессии и жизни — хирургии.