8
«понимании» как методологической основе гуманитарных наук
, в отличие от «объяснения» в
естественных науках.
«Понимание», по мысли Дильтея, есть целостное душевно-духовное
переживание, интуитивное постижение явлений культуры. Он же является основоположником
философской герменевтики - искусства толкования текстов (классической древности, Библии и т.
п.), учения о принципах их интерпретации.
В терминах философии жизни раскрывает понятие «культура»
Георг Зиммель
(1858 -
1918). Согласно его построениям, жизнь как первичная реальность (до всякой дифференциации,
усложнения) в определённый момент начинает самоограничиваться через исходящие от неё же
формы - формы культуры. Когда эти формы обретают самостоятельность, они вступают в
противоречие с жизнью. Более того, когда формы культуры «отвердевают», они препятствуют
потоку жизни, который в этом случае сметает их со своего пути, санкционируя новые формы
культуры. Таким образом, Зиммель приходит к пониманию
трагичности развития культуры,
проистекающей из её противоречий, её обречённой борьбы с жизнью.
Появившаяся в 1918 г. работа
Освальда Шпенглера
(1880-1936)
«Закат Европы»,
где
автор раскрывает
морфологию уникальных культур-организмов
, была
настоящим
культурологическим исследованием.
На богатейшем конкретном материале, заимствованном из
истории искусства, религии, политики и т.д. Шпенглер рассматривает кризис и гибель культур как
закономерное явление. Он выделил и описал семь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую,
китайскую, греко-римскую (аполлоновскую), майя и византийско-арабскую. Культуры, по
Шпенглеру, могут существовать от 1200 до 1500 лет. При этом он настаивает на уникальности
культур, а, следовательно, невозможности культурной преемственности и ограниченности нашего
понимания по отношению к ушедшим культурам. Несмотря на критическое в наше время
отношение к построениям Шпенглера,
выдвинутый им принцип культурного полицентризма
является теоретическим фундаментом большинства современных культурологических и
других гуманитарных исследований.
Второй, позитивнонаучный подход к изучению культуры предполагает
использование норм и методов естествознания в социальных и гуманитарных науках.
При
позитивнонаучном подходе ставку делают на точные методы, прежде всего математические.
Соответственно, позитивнонаучный подход предполагает строгость и однозначность выводов. И
объективными законами в этом случае считаются только те законы, которые действуют всегда и
везде. Попытка выявить такие законы в рамках гуманитарного знания принадлежит ученым-
этнографам XIX в. - представителям «
эволюционистской школы»
. «Эволюционисты» стремились
проследить изменение культуры различных народов, начиная с быта и оканчивая религиозными
верованиями. Своеобразие позиции «эволюционизма» заключалось в том, что, с этой точки зрения,
развитие культуры везде и всюду идет одинаковым путем. При этом дикость, варварство и
цивилизация отличаются лишь мерой развития одной и той же культуры. На первый взгляд, это
очень похоже на теорию Вико, но эволюционисты считали, что развитие культуры подчинено одним
и тем же
объективным законам,
то есть неким внешним,
естественным (природным) факторам.
А у Вико развитие культуры определено уровнем
самопознания и самосознания человека
.
Главой «эволюционистской школы» в этнографии был английский ученый
Эдуард
Бернетт Тайлор
(1832 -1917). Он первым отнес этнографию к антропологическим наукам, и в
англосаксонских странах антропологией до сих пор именуют весь комплекс наук о человеке.
Наибольшую известность Тайлору принесла работа
«Первобытная культура»,
опубликованная в
1871 г. Именно в ней Тайлор дал первое развернутое определение культуры.
«Культура, или
цивилизация
в широком этнографическом смысле, - писал он, - слагается в своем целом из знания,
верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и
привычек, усвоенных человеком как членом общества».