Стр. 72 - 2

Упрощенная HTML-версия

72
ничтожество.
Раскол стал большой бедой для народа. Он внушал страх перед будущим и ожидание
антихриста, полное недоверие к государственной власти и акты самосожжения, гнал людей в леса,
горы и пустыни, где устраивались раскольничьи скиты. В то же время проявилась высокая
нравственная черта народа: готовность претерпеть всё за свою веру и убеждения.
СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА
Художественная культура Древней Руси представляла собой своеобразный
синтез
славянской картины мира, византийского религиозно-философского мышления, а также
православного миропонимания, культа и церковного искусства
.
Церковное искусство было включено в систему религиозного культа и выполняло в ней
определённые функции. Как пишет известный культуролог П.Сорокин, тема этого искусства -
«сверхчувственное царство Бога. Её герои - Бог и другие божества, ангелы, святые и грешники,
душа, а также тайны мироздания, воплощения, искупления, распятия, спасения и другие
трансцендентальные (т.е. переходящие границы земного - авт.) события. Искусство вдоль и поперёк
религиозно. Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного,
эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо
цель не развлекать, а приблизить верующего к Богу. Как таковое, искусство священно как по
содержанию, так и по форме. Оно не допускает и толики чувственности, эротики, сатиры, комедии,
фарса. Эмоциональный тон искусства - религиозный, благочестивый, эфирный, аскетичный»40.
Культовое искусство религиозно не только по своей идейной направленности, но ещё в
специфическом, функциональном смысле, так как являлось объектом поклонения (икона) или
средством реализации культовых действий (пение хора). Таким образом, оно выполняло две
функции: первая - укрепление и усиление религиозных верований; вторая - эстетическая,
призванная вызывать у людей эстетические чувства и суждения.
Христианство было воспринято на Руси прежде всего и
глубже всего на уровне
художественно-эстетического сознания
и через него шло усвоение философско-религиозных
идей. Люди оказались более чувствительны к художественной культуре, открывшей им неизвестный
мир. В свете нового миропонимания христианин иначе, чем язычник, увидел и мир природы, и
самого человека, их взаимоотношения.
В языческие времена человек не вычленял себя из природы
и не осознавал своей личности, ценности своего бытия, фаталистично подчиняясь гармонии
Космоса и устанавливая чисто прагматические отношения с богами.
Новая вера выводила человеческое сознание за рамки Космоса к пониманию абсолюта
через догматы неслиянной Троицы и боговоплощения. Восприятие Иисуса Христа как лица
абсолюта, равного двум другим лицам Троицы, и вместе с тем как реальное соединение божества с
человеком означало не только схождение Бога к человеку, но и
восхождение человека к Богу.
Это
возвышало человеческую личность, наделяло её своей волей и давало свободу выбора средств к
достижению благодати, возможности спасения и грядущего райского блаженства. В бытии духовной
сферы христианин усмотрел высшую красоту, ставшую его эстетическим идеалом. Красоту
40 Сорокин П. Кризис нашего времени. // Михайлов А.Н. Культурология в текстах и комментариях. М., 1999. С.200