Стр. 46 - 2

Упрощенная HTML-версия

46
ft Вход Господень в Иерусалим - за 7 дней до Пасхи;
ft Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи;
ft День Святой Троицы (Пятидесятница) - 50-й день после Пасхи;
ft Рождество Христово - 25 декабря / 7 января;
ft Крещение Господне (Святое Богоявление) - 6 / 19 января;
ft Сретение Господне - 2 / 15 февраля;
ft Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта / 7 апреля;
ft Преображение Господне - 6 / 19 августа;
ft Успение Пресвятой Богородицы - 15 / 28 августа;
ft Рождество Пресвятой Богородицы - 8 / 21 сентября;
ft Воздвижение Креста Господня - 14 / 27 сентября;
ft Введение во Храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября / 4 декабря.
Недвунадесятые:
ft Обрезание Господне - 1 / 14 января;
ft Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) - 24 июня / 7 июля;
ft День святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня / 12 июля;
ft Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа / 11 сентября;
ft Покров Пресвятой Богородицы - 1 / 14 октября.
Пасха, или Светлое Христово Воскресение, не входит в число великих праздников, ибо
считается праздником праздников.
Постепенно создалась довольно сложная система русских народных обрядов, в
которой параллельно существовали две мировоззренческие позиции : христианства и язычества.
Причем
двоеверие существовало на Руси не только в переходный от одной веры к другой период,
как это было в других европейских и восточных странах. Оно сохранялось у нас в течение
долгих веков, составляя своеобразие русской культуры.
Вот почему еще в начале ХХ в. этнографы
обнаруживали полноценные языческие обряды в крестьянской среде. Иными словами, перевод
культуры с родного, своего языка («языка язычества») на новоприобретенный, «чужой» («язык
христианства») оказался не вполне адекватным, а в ряде случаев - вообще не осуществленным.
Лишь некоторые положения новой веры имели традиционные соответствия и потому
были понятны. Сравните: христианские представления о конце света, Страшном суде и
последующем Царстве Божием и языческие понятия о гибели мира и его возрождении. Или:
распятие Христа и его воскресение - и ежегодно умирающие и воскресающие языческие боги.
Ряд мест в Евангелии можно рассматривать как мифологизацию древних ритуалов.
Так, рассказ о крещении Иисуса Иоанном Крестителем по существу есть мифологическое
обоснование практики водяного обрядового очищения; рассказ о тайной вечере - опоэтизированное
и драматизированное описание широко известного древнего обычая вкушения хлеба и вина.
Однако многие идеи не имели прямых соответствий в языческих представлениях о
мире: ожидание Мессии и его вторичного прихода, самопожертвование во искупление человеческих
грехов, всеобщее воскресение мертвых, линейное время. Народный уклад постепенно вносил
коррективы в каноны официальной религии. К примеру, житейское сознание воспринимало события
«священной истории» вовсе не линейно, а через возвращающийся цикл постов и праздников,
соотнесенный с циклом крестьянских работ («Борис и Глеб сеют хлеб», «Илия-пророк на поле копны
считает»).
При переводе языков было очень
важно установить соответствия между старыми
и новыми персонажами.
Такому «переводу» и был подвергнут языческий пантеон. Фигуры верхних