Стр. 43 - 2

Упрощенная HTML-версия

43
действия его сотворения, наполнив таким образом жизнь новой силой.
Порядок этих действий
сохранялся в мифах, которые древний человек принимал за правду19.
Характер действия тесно связан с мифологической концепцией пространства и
времени.
Первобытные культуры и развитые религии представляют мировое пространство как
серию кругов, имеющих общий центр.
Центр
- это место сотворения мира, наиболее сакральная
(священная) его точка, где изливается божественная энергия, растекаясь во все стороны. Мир, т.е.
«наш мир», в традиционном обществе ограничен территорией обитания, за пределами которой
простирается неизвестный, «чужой мир», Хаос20.
В восточнославянском фольклоре наиболее внешней областью мифологического мира
является
море-океан
(как воплощение первоначального Хаоса), на котором стоит
остров Буян
(следующая область). Последняя перед центром область -
изба
,
кузница,
а в самом центре находится
камень
(Алатырь),
столб, дерево, печь, красный угол
или другие объекты, равнозначные
представлениям о Мировом Дереве или Мировой Горе (источники порядка и чистоты) .
Мир описывался системой основных содержательных двоичных противопоставлений
(бинарных оппозиций), которые определяли пространственные, временные, цветовые, социальные и
другие его характеристики:
> верх-низ,
> правый-левый,
> сухой-мокрый,
> день-ночь,
> белый-чёрный,
> огонь-вода,
> чёт-нечет,
> мужской-женский,
> добро-зло,
> свой-чужой,
> жизнь-смерть,
> сакральный-мирской,
> счастье-несчастье и т.п
Одному из элементов оппозиции обычно приписывалось положительное значение,
другому - отрицательное. Таким образом, мир можно было оценить и установить связь между его
отдельными объектами и явлениями. Например, идея справедливости оказывается связанной с
1919 Существуют разные точки зрения о характере связи “миф - обряд": 1) ритуальная - миф создавался как интерпретация совершаемого ритуала
(Ю.П.Францев и др.); 2) мифологическая - обряд складывался на основе мифа, как его инсценировка (Е.М.Мелетинский, А.Н.Афанасьев и др.). Ритуальная теория
является преобладающей, хотя многие ученые признают и возможность обратного воздействия мифа на обряд.
оп
20 Стеблин-Каменский М.И. Миф.- Л., 1976.- С. 32-36, 44 и др.; Элиаде М. Священное и мирское. -М.,1994. - С. 27.
91
21 Юдин А.В. Указ.соч. С. 36'