Стр. 28 - 2

Упрощенная HTML-версия

28
В целом, у славян-язычников имелась довольно развитая, хорошо продуманная система
постоянной защиты от повсеместно разлитого в природе злого начала.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧЕСТВА У СЛАВЯН
В развитии язычества славян можно выделить несколько этапов, накладывавшихся один
на другой.
Первый этап,
как и у других народов,
характеризуется одухотворением и
обожествлением природы, верой в добрых и злых духов - берегинь и упырей. Особо почитались
три
великие стихии:
огонь, вода и земля.
Священным небесным
огнем
признавалась молния, а поражение ею - наказанием
свыше. Великую очистительную силу имел вытертый из дерева «живой огонь», который
использовали в борьбе с массовыми болезнями людей и домашних животных, а также для
разжигания ритуальных костров во время общинных празднеств.
Водную стихию
обоготворяли как порождающее начало жизни, оплодотворяющее
землю. Родники - «прощи» - почитались как хранители и раздаватели таинственных целебных сил,
дающие прощение и отпущение болезней.
Земля
почиталась как всеобщий источник жизни, называлась почтительно «мать - сыра
земля» и являлась воплощением святой чистоты. Земле приносили жертвы, ею клялись, перед ней
каялись в грехах. Она кормила, хранила от бед и напастей живых и принимала в свое материнское
лоно мертвых, за исключением нечистых покойников, кости которых или гробы выбрасывала вон.
Обладавшие чарами земля, вода и огонь играли существенную роль в гаданиях.
Славяне также чтили освященные пущи и рощи (жилища богов), старые большие
деревья и деревья с дуплами и со стволами причудливой формы, огромные камни и горы, камни с
отпечатками человеческой ступни и т.п. Им поклонялись и приносили жертвы.
Наряду с этим, вся природа, по представлениям древних славян, была населена духами.
По принципу отношения к человеку они делились на добрых и злых:
берегинь
и
упырей
. Это
древние, архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал - доброго и злого,
оберегающего человека и враждебного человеку. Злых упырей нужно было отгонять и задабривать
жертвами, добрым берегиням тоже нужно «класть требы», и не только в качестве благодарности, но
и для того, чтобы они проявили активно свою доброжелательность к человеку. Неслучайно
наименование добрых и злых духов имеет множественное число. Дело в том, что и те, и другие
первоначально не были персонифицированы.
Давно замечена связь слова
«берегиня»
с двумя различными понятиями:
берегом
водного пространства и с глаголом
оберегать.
Для первобытного рыболова эпохи мезолита и
неолита было совершенно естественно соединить понятие о береге, о твердой надежной земле с
понятием оберегания, охраны от нежелательного. В современных русских диалектах слово
«берегиня» уцелело только на Севере, где дольше всего сохранялся архаичный охотничье-
рыболовческий быт. В какой-то связи с берегинями, вероятно, стоит и «береза» - священное дерево
славян, обязательная принадлежность летних молений о дожде (в языческие времена - 4 июня, а в
христианские - семик и Троицын день).
Со временем представления о духах были конкретизированы.Так, добрые
духи леса.
леший, лешук, пущевик, бесы, черти, лихо одноглазое, чудо-юдо, Морозко - олицетворяли опасность