26
Время
у язычников-славян определялось циклом сельскохозяйственных работ.
Название месяца соответствовало природным явлениям, типичным для данного периода. Год
начинался с марта, когда природа пробуждалась к жизни. С началом нового года славяне
освобождались от всего состарившегося, от мертвой природы, освобождая место новым силам.
Жизнь
трактовалась славянами как долгий путь: «Жизнь прожить не поле перейти».
Верили в судьбу, которая даруется свыше богами, но при этом считали, что судьба может меняться
по воле доброго или не доброго случая.
Судьбу
можно было перехитрить, а можно было
договориться с высшими силами, принеся им жертву.
Историк культуры А.П. Забияко пишет: «.... Мифологическое сознание славян не
исключало, что при определенных обстоятельствах возможно свидание человека со своей
Долей
или
Недолей.
Сойдясь с ними лицом к лицу, сметливый молодец найдет слова, чтобы устыдить
у
нерадивую Долю, отыщет способ перехитрить Недолю - сказки хранят такие сюжеты» .
Смерть
понимались как переход из мира живых в мир мертвых. Оба мира связаны
между собой. Мёртвые сородичи охраняли землю и помогали взращивать урожай. Живые, в свою
очередь, заботились о мертвых, что нашло отражение в развитом культе почитания предков.
С помощью определенных знаков вся
картина мира представлена в магических
орнаментах вышивки на одежде,
головных уборах и полотенцах, так же как и на фибулах, женских
украшениях и на деревянной резьбе, которую делали на домах, домашней утвари и посуде.
Магический орнамент - это защита от злых духов себя и своих родных, своего маленького мира -
микрокосма при помощи макрокосма, символов «белого света» - неба и земли. В одежде
охранительным узором покрывались ворот, обшлага рукавов, подол, разрезы, через которые
губительные силы могли проникнуть к человеку. Сама ткань считалась уже заколдованной во время
ее изготовления, так как трепало, прялка, ткацкий стан были обильно снабжены магическим
орнаментом.
В народной архитектуре
защитные элементы располагались на воротах, кровле,
наличниках окон. На щипце крыши помещали священное изображение коня, или оленьей головы с
рогами, или богини с воздетыми к небу руками и птицами по сторонам, или солнца. На причелинах
домовых кровель представлена цельная система символов «верхнего» и «среднего» неба: по верхней
части шла зигзаговая или волнистая линия (знак «хлябей небесных»), несколько линий подчеркивали
глубину запасов воды; по нижнему краю причелин, как правило, изображали ряд парных
полукругов-груд (символ груди небесной богини, орошавшей своим молоком землю). Ниже небес на
досках - «полотенцах», спускавшихся от причелин вниз, размещались
солярные знаки,
показывавшие дневной путь солнца. Отмечено несколько типов солнечных знаков: круг с 6
радиусами («громовой знак» или «колесо Юпитера»), круг с 4 или 8 лучами, полукруг с 3 лучами
(восход или заход солнца), круг с несколькими дугообразными линиями («бегущее» солнце).
Рядом с солярными символами почти всегда имелись
знаки земли, поля:
ромб или
квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре части; ромб или прямоугольник,
прочерченные вдоль и поперек, эти же фигуры, образованные рядами небольших отверстий.
Орнаментальные композиции наличников были различными. На одних преобладали
солнечные знаки. Другие имели полукруг с восходящим солнцем или двускатное покрытие в
середине верхнего карниза с символами «хлябей небесных», а также две стилизованные фигуры
богинь-рожаниц с символами растительного плодородия, размещавшиеся по обеим сторонам
7Цит. по:Берёзовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры:Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.,2002. С.46.