Стр. 25 - 2

Упрощенная HTML-версия

25
ЯЗЫЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА СЛАВЯН
У славян языческая культура была довольно развитой. Была мифология, пантеон
главных божеств и жрецы - волхвы. Системообразующими, как и в других архаических культурах,
были представления о дуальности мира, разделении его на сакральное и мирское.
Древний славянский
образ мира восходит к индоевропейским временам
и довольно
расплывчат. Считалось, что земля плоская, она либо плавает в воде, либо стоит на четырех быках. У
нее есть край, но дойти до него мало кому удавалось, и оттуда не было возврата. Небо сравнивали с
натянутой над землей бычьей шкурой, большой крышкой и т.п. На нем подвешивались или вели свой
путь солнце, луна и звезды. Небес было много - до семи. Солнце каждые сутки окуналось в море или
уходило за край земли немного остыть. Дождевые тучи воспринимались как небесные стада
крупного рогатого скота, облака - молочные коровы, дождь - небесное молоко, а также семя,
оплодотворяющее землю (отсюда отождествление неба с отцом, а земли с матерью).
В народной традиции прочно закрепилось несколько иное представление, уходящее
корнями в бронзовый век. По этой версии
мир состоял из трех частей:
земли, небес и подземно­
водной зоны.
«Мать-сыра земля»
насыщена влагой, питает корни растений. Олицетворяла
плодоносящую землю богиня Макошь.
Небо
делилось на
два яруса:
«верхнее небо» с запасами
дождевой воды («хляби небесные»), которыми распоряжалось высшее божество (Стрибог, Сварог,
Род), «среднее небо» - воздушное пространство, по которому двигались Солнце и Луна - царство
Дажьбога. Между ними располагался гигантский прозрачный купол «тверди небесной»,
раскрывавшийся по велению Бога и пропускавший дождь к земле.
Дождь
со времен энеолита
уподоблялся потокам молока Матери-богини, а дождевые капли и в средневековом русском языке
назывались грудами. Солнце совершало свой дневной путь по небу на конях, а ночью переплывало
по
подземному океану
на утках (лебедях) или в пасти ящера - хозяина «нижнего мира».
Символически три уровня мира изображали в виде Мирового дерева. Крона дерева
соотносилась с небесным миром, ствол - с земным, корни - с подземным. Горизонтально
мир
распространялся на
четыре стороны света,
которым соответствовали четыре ветра. Цифры 3 и 4,
обозначавшие вертикальное и горизонтальное измерение мира, считались сакральными, как и
производные от них числа, полученные прибавлением и умножением. Пример: 7 небес, 12 месяцев и
т. д.
Пространство
также делилось на свое - доброе и чужое - враждебное.
Свой
упорядоченный мир ограждали от чужого, грозящего опасностью мира. В связи с этим в славянской
традиции сложилась развитая система
защиты от воздействия злых сил,
в которой можно
выделить
три уровня .
♦♦♦ индивидуальная;
♦♦♦ защита дома и семьи;
♦ защита деревни, общины.
Отдельного человека могли защитить
амулеты-обереги, вышивка на одежде,
заклинания. Средствами охраны дома считались резные украшения его фасада
(кровли,
наличников, ворот) и предметов быта, вышивка на полотенцах и других предметах, а также «чурка»
- деревянная фигурка домового, защитника семьи и границ дома. При раскопках в Новгороде было
найдено множество таких фигурок.
Магическими свойствами защиты пространства наделялся и
круг.
Отсюда пристрастие славян к круглой планировке и использование мотива круга в искусстве и
быту. Что же касается сил, оберегающих общину, то их роль исполняли идолы, установленные на
капище.