241
культуры стало восстановление сферы образования. Из бюджета на образование выделялись
большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К
делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество
новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно
быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна
перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет
снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем
создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в
учительских институтах.
Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки.
В СССР
разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно
исследовательские институты: в 1934 г.
С. И. Вавилов
основал Физический институт АН им. П.
Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве
П. Л. Капица
создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают
работу физиолог
И. П. Павлов,
селекционер
И. В. Мичурин.
Результатом работы советских
ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях.
Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в
средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН
СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик
Б. Д. Греков
- автор трудов
по истории средневековой России
(«Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен
до XVIII в.»
и др.); академик
Е. В. Тарле
- знаток новой истории стран Европы и прежде всего
Наполеоновской Франции (
«Рабочий класс во Франции в эпоху революции»
,
«Наполеон»
и
др.).
Но в то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для
нормального развития научного знания. Была
ликвидирована автономия Академии наук.
В
1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому.
Утверждение
административных способов руководства наукой привело к тому, что многие
перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу
некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены.
В обстановке
всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий
академические дискуссии часто
заканчивались расправой
, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в
политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался
физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям
интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник
советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор
ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев
и многие другие.
Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны.
Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство
представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате
фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций»
(«Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и
подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало
расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли.
В общественных науках
определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под
редакцией И. В. Сталина.
В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о
неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма.
История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и
периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался
культ личности Сталина.