240
Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было
начало развития советского кинематографа. Ленин высоко оценивал пропагандистские
возможности киноискуства: «Важнейшим из искусств для нас является кино», - писал он.
Развивается
кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов
идеологической борьбы
и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии
художественного игрового кино стал фильм
Сергея Михайловича Эйзенштейна
(1898 - 1948)
«Броненосец Потемкин»
(1925 г.), вошедший в число мировых шедевров.
КУЛЬТУРА В ЭПОХУ СТАЛИНСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА
К концу двадцатых набирает обороты сталинский
тоталитаризм
, который нашёл
художественное отражение в «Котловане» Платонова и «Поднятой целине» Шолохова.
Тридцатые-сороковые
- время упрочения командно-административной системы, основы
тоталитаризма, а также жестокого преследования всякого инакомыслия. Механизм
тоталитаризма беспощадно перемалывал судьбы самых незаурядных и бескомпромиссных
деятелей культуры.
«Культурная революция» понималась в те годы как важная составная
часть процесса коллективизации и индустриализации.
Она предполагала
создание нового
человека —винтика в громадном механизме тоталитарной системы.
Для этого
массы
-
именно так называли людей в то время - должны были обладать элементарными знаниями и
навыками. А культура, дающая привилегию думать, осознавать, рассуждать и свободно творить
в данном контексте была бесполезна и даже опасна.
Командно-административная система
требует от человека только исполнительность, а не творчество.
Поэтому ставилась задача
лишь элементарного окультуривания:
массовой подготовки производственных кадров,
ликвидации безграмотности и обязательного школьного образования. При этом
система
образования была поставлена под тотальный идеологический контроль, который должен
был обеспечивать полную лояльность по отношению к власти.
Развитие культуры в эпоху сталинского тоталитаризма
не подаётся однозначной
оценке.
С одной стороны, в эти годы
культуре был нанесен большой урон:
многие видные
писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было
пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и
не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры:
только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов
монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек,
многие из которых представляли историческую и художественную ценность.
Вместе с тем, в отдельных областях культурного развития были
достигнуты
значительные успехи.
К таковым можно отнести
сферу образования.
Планомерные усилия
советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно
росла.
К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов.
С 1930/31
учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам
советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных
нововведений
: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены
предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные», например, история, всеобщая
и отечественная. С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся
подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г.
был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.
В годы Великой Отечественной войны сфера образования перенесла большие
потери: были разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены
библиотеки, музеи. Важнейшей задачей советского правительства после войны в области