238
время
(Д. А. Фурманов «Чапаев»
1923 г.,
А. А. Фадеев «Разгром»
1927 г.,
М. А. Булгаков
«Белая гвардия»
1925 г.). В 20-е гг. начинается литературная деятельность самородка из семьи
казаков
М. А. Шолохова («Донскиерассказы»
1926 г.).
Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве
Е. И. Замятина,
автора фантастического романа-антиутопии
«Мы»
(1924 г.), произведения, в котором автор
изображает картину жизни некого тоталитарного общества «Единого государства»,
построенного на обезличивании и глобальном контроле над жизнью людей. В антиутопии
Замятина отчетливо видны черты нарождающегося советского тоталитаризма, подчеркивается
его антигуманистическая сущность. В русле модернизма написан роман
Б. Пильняка
(Б. А.
Вогау)
«Голый год»
(1923 г.).
Сатирическая литература 20-х гг. была представлена рассказами
М. Зощенко
,
романами соавторов
И. Ильфа
(И. А. Файнзильберга) и
Е. Петрова
(Е. П. Катаева)
«Двенадцать стульев»
(1928 г.) и
«Золотой теленок»
(1931 г.) и др.
В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство.
Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось
бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему
новый импульс. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда,
признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно
работать и в советское время.
Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая массовая
организация в советском искусстве 20-х гг. - «Ассоциация художников революционной России»
(АХРР), возникшая на основе Товарищества Передвижников, «Союза русских художников» и
т.п. Художники АХРР выступали
против лозунга серебряного века «искусство для искусства»
,
боролись с левыми направлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том, чтобы
запечатлеть жизнь революционной России.
Среди членов АХРР было много талантливых
художников. Основоположником советского пейзажа считают
А. А. Рылова
, в искусстве
которого реализм имеет ощутимый романтический оттенок. Широкую известность получила его
картина «В
голубом просторе»
(1918 г.), изображающая яркое солнечное утро, сияющее
холодной синевой море, парусник вдалеке и летящих лебедей на первом плане. Мастером
пейзажа был
К. Ф. Юон,
живописец, график и театральный художник, творческая манера
которого сочетала в себе черты импрессионизма с традициями русского реализма
(«Купола и
ласточки. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря»
1921 г.,
«Перед вступлением в
Кремль. Никольские ворота 2 (15) октября 1917года»
1926 г.).
Большое место в творчестве художников АХРР занимала
историко-революционная
тематика.
Создателем живописной
«Ленинианы»
был
И. И. Бродский.
Вне зависимости от
идеологических установок некоторые работы Бродского имеют несомненную художественную
ценность, например,
«В. И. Ленин в Смольном»
1930 г.. Творчество Бродского воплощает
официальное направление в советском искусстве. Основоположником советской батальной
живописи стал
М. Б. Греков
, автор произведений
«Тачанка»
1925 г.,
«Трубачи Первой
Конармии»
1934 г.).
В 1924 г. из числа бывших членов объединений
«Голубая роза»
и
«Мир искусства»
сложилась творческая группа
«4 искусства»,
в которую наряду с живописцами и графиками
входили архитекторы и скульпторы. Членом этой группы был замечательный живописец
К. С.
Петров-Водкин
. Увлечение этого художника живописью раннего Возрождения и древнерусской
иконописью оказало сильное влияние на его собственную живописную манеру, для которой
характерны эксперементы с перспективой - он использовал обычную в древнерусских иконах
так называемую «обратную» перспективу - и смелые колористические решения, например в