237
обществе утилитарную функцию обеспечения благоприятной атмосферы для
материального производства.
Искусство рассматривалось как элемент технического
строительства, лишенный личностного начала, вымысла, психологизма и т. д. Однако
творчество представителей ЛЕФ было шире и многогранней провозглашаемых ими
идейных позиций.
Ярким примером в этом отношении является поэзия
Владимира Владимировича
Маяковского
(1893-1930). Революцию он воспринимал как художник: в ней его привлекала
поэзия глобального взрыва, крушения старого мира, катастрофы, в огне которой должно было
появиться новое общество, построенное на началах справедливости, разума, чистоты. Сама идея
построения нового мира была близка ему как футуристу. Творчество его глубоко оригинально и,
безусловно, очень талантливо. В советское время образ Маяковского в массовом сознании был
искажен. Наследие поэта рассматривалось однобоко - в нем видели только «агитатора, горлана-
главаря», часто забывая о том, что помимо произведений, воспевающих революционную борьбу
(«Левый марш», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо»),
у него есть прекрасные лирические
стихотворения и поэмы (например,
«Облако в штанах»).
Невозможно уложить в жесткие рамки литературных направлений творчество
Сергея Александровича Есенина.
Его широта и многогранность - непременное свойство всякого
настоящего таланта. Неоднократно отмечалась близость Есенина к
имажинистам
(от фр. image
- образ) - литературному течению, для которого характерно стремление к «победе образа над
смыслом». Имажинистское стихотворение могло не иметь внятного смысла, но должно было
быть наполнено словесными образами. Но имажинизм был лишь одиной из граней творчества
Есенина. Тонкие, лиричные образы в поэзии Есенина никогда не были лишены глубокого,
точного смысла. Свои произведения он посвящает крестьянской Руси, великолепна его
пейзажная лирика (сборники
«Радуница», «Сельский часослов»).
Привлекала внимание поэта и
современная ему социальная реальность (поэмы
Баллада о двадцати шести", "Анна
Снегина").
Замечательным, поистине мировым явлением в культуре стало творчество
Анны
Андреевны Ахматовой
(настоящая фамилия - Горенко, 1889-1966). В лирике Ахматовой нашел
воплощение образ женщины, предстающий во всем
многообразии женской судьбы
: любовь,
страдание непонятого чувства, жертвенный путь поэта (сборники
«Вечер»
1912 г.,
«Четки»
1914 г.). Произведениям Ахматовой свойственен глубокий психологизм, ее поэтический язык
тяготеет к классическому стилю. Не случайно увлечение Ахматовой творчеством А. С. Пушкина.
Сильна в поэзии Ахматовой и тема
судьбы России, трагедия которой воспринималась
поэтессой как личная боль,
как трагедия ее собственной судьбы
(«Реквием»
1940 г.).
Большое значение для развития русской литературы ХХ в. сыграло поэтическое
творчество
В. Я. Брюсова, Э. Г. Багрицкого, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, Д.
Бедного
, «крестьянских» поэтов, ярчайшим представителем которых был друг Есенина
Н. А.
Клюев
. Особую страницу в истории отечественной литературы составляет творчество поэтов и
писателей, не принявших революцию и вынужденных покинуть страну. Среди них такие имена
как
М. И. Цветаева, З. Н. Гиппиус, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, В. В. Набоков.
Некоторые из
них, осознав невозможность для себя жить вдали от Родины, впоследствии вернулись (Цветаева,
Толстой).
Немало интересного было создано в 20-е гг. писателями-прозаиками.
Художественная проза того времени весьма разнообразна как по стилю, так и по тематике.
Реалистический роман был представлен как произведениями мастеров, получивших известность
еще до революции
(В. Г. Короленко «История моего современника»
1921 г.,
А. Н. Толстой
«Хождение по мукам»
1921 г.,
М. Горький «Дело Артамоновых»
1925 г.,
«Жизнь Клима
Самгина»
1925-36 гг.), так и писателей, по настоящему вошедших в литературу уже в советское