152
В первой половине XVIII в. в России работало много иностранных художников.
Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди
них наиболее известны
И. Г. Таннауэр, Л. Каравак.
Творчество марсельца
Караквака,
создавшего
целую галерею портретов царской семьи, было образцом нарождающегося стиля
рококо
. Об этом
свидетельствуют изысканность и грандиозность движений, жеманство жестов и театральность в его
картинах, как, например, в детских портретах.
Художники середины века не учились за границей, они учились дома, по старинке,
сохраняя традиции старой русской живописи. Поэтому их произведения отличались удивительными
контрастами старого и нового, парсунного и европейского. Русская специфика проявлялась, прежде
всего, в отношении к человеку, особой эмоциональной окраске, а уж потом в технике.
Именно в это время создают свои портреты И.Я. Вишняков. А.П. Антропов, И.П.
Аргунов. В своём творчестве они
более архаичны
, чем предшественники, они как бы делают шаг
назад. Но их живописный язык уже претендует на собственное, хотя и наивное, новаторство и
большую оригинальность. «Откат» в художественном мастерстве был чисто внешним. Прорыв же
произошел в другом. Русские живописцы
начали создавать собственную живописную школу
. И ее
основой стал
женский портрет,
который называют феноменом культуры XVIII века.
И.Я. Вишняков. И.П. Аргунов и А.П. Антропов начинают серию женских портретов. Это
портреты-маски, портреты-символы. Изображенные на них дамы полны очарования и загадки,
словно маски на карнавале. На портретах
предстают не столько изображения конкретных
женщин, сколько представления XVIII века,
как должна выглядеть женщина с таким именем и с
такой судьбой.
Среди самобытных русских живописцев отметим
Ивана Яковлевича Вишнякова
(1699
—1761). Он не стал слепым копиистом манеры своего учителя Каравака, познакомившего Россию с
манерным и игривым стилем рококо. Вишняков стал первым из русских художников изображать
ничем не прославившихся, обычных людей, часто представителей среднего, даже не столичного
дворянства. В то же время он оказался первым русским, чутко уловившим черты нового стиля и
сумевшим создать в его рамках свой, национальный вариант.
В рокайльных портретах Вишнякова
нет эротики и фривольности, но присутствует поэтичность и лиризм, тонкая нюансировка
чувств, едва уловимые грусть и ирония.
Ему явно нравится декоративная роскошь парадных
костюмов эпохи, их открытая театральность и праздничность, но при этом художник несколько
иронично передает их громоздкость, сковывающую персонажей.
Более того, Вишняков
отходит от некоторых принципов рококо.
Вместо светлой
гаммы, свойственной рококо, он выказывает верность ярким и звучным краскам, типичным в рамках
иконописной традиции. Также, для работ художника характерно тяготение к статике, вместо
беспокойства, ассиметрии и игры светотени, характерных для рококо. Вместо живописи в одном
тоне, обычной для западноевропейских художников XVIII века, предпочитает звучную цветовую
гамму, построенную на противопоставлении больших цветовых пятен. Это тоже один из принципов
древнерусской живописи. Пренебрегает он и дробностью форм, и тенденцией к ракурсу, и
трёхмерностью. Главный акцент в своих произведениях Вишняков делал на лице. Именно через
лицо художник выражал всё своеобразие духовного мира личности. Тело же как «вместилище греха
и соблазна» Вишняков изображал плоско и схематично, умело маскируя его под тщательно
прописанной одеждой. Нередко Вишняков в своих портретах допускал анатомические неточности.
Например, изображение рук давалось ему с большим трудом.
Бесспорным достоинством работ художника являются теплота и душевность.
С годами
в творчестве Вишнякова всё отчётливее прослеживается связь с парсуной.