Стр. 151 - 2

Упрощенная HTML-версия

151
Наиболее известная из них -
портрет канцлера графа Г. И. Головкина,
замечательный
не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика
умного, волевого государственного деятеля. Здесь художник с особой тщательностью изобразил
награды царедворца: Андреевскую ленту, голубой бант ордена Белого Орла и т д. Широкими и
уверенными мазками художник точно прописал фактуру материалов: и коричневого кафтана на
сиреневой подкладке, и золотого позумента, и белой рубашки, и шейного платка, и локонов
роскошного парика. Но, всё же, акцент сделан на лицо канцлера: внимательный взгляд, немолодое,
усталое лицо человека, познавшего все тайны русского двора. Также здесь чувствуется предельное
внутреннее напряжение, душевная сосредоточенность, близкая к меланхолии. Трактовка образа
Головкина полностью соответствует отзывам о нём современников: « .старец , почтенный во всех
отношениях, осторожный и скромный: с образованностью и здравым рассудком.. .Он любил своё
отечество.. .его подкупить было невозможно,.. упрекнуть его нельзя было ни в чём»92.
Загадкой для современных искусствоведов стал выполненный Никитиным
портрет
«Напольного гетмана».
Не ясно, чей это портрет: Мазепы, Полуботка, Скоропадского или графа
Казимира Яна Сапеги? В любом случае мастер смог создать сложный психологический образ,
который будто наедине с собой поглощён трагическими переживаниями.
Кисти Никитина также принадлежит
портрет Сергея Строганова в
стиле рококо. На
портрете он предстаёт перед нами как изящный, немного жеманный кавалер, завидный жених,
желанный посетитель ассамблей и прочих увеселений. Взгляд Строганова томный и рассеянный, а на
губах лёгкая улыбка. Но сквозь блеск этой светской оболочки проглядывают личные качества
портретируемого. Его энергичность и жадный интерес к жизни.
Глубокой личной скорбью и величием преисполнена картина Никитина
«Пётр I на
смертном ложе».
Также Никитину приписывают авторство знаменитого портрета Петра в круге. В
данном случае образ Петра поражает сочетанием силы, величия и трагического духовного
одиночества, усталости.
Андрей Матвеевич Матвеев
(1701-1739) учился в Голландии в Академии художеств.
Крупные работы Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала здания Двенадцати коллегий и др.) не
сохранились.
Лирическая одухотворенность
работ Матвеева отличает его от нередко суровых и
несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев
середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов. Из нескольких известных теперь портретов
наиболее известен «
Автопортрет с женой»
, в котором замечательно переданы внутренняя
близость обоих персонажей, их любовь и дружелюбие, ласковая внимательность и нежность друг к
другу. Для национальной ментальности было новинкой откровенное воспевание любовного союза.
Вместе с тем художник подчеркнул у героев внутреннюю свободу, уверенность в своих силах,
незаурядную индивидуальность.
В 1728 г. Матвеев написал
портрет А.П.Голицыной,
которая происходила из
старинного боярского рода, была княгиней и статс-дамой и вместе с тем «князь-игуменьей»
петровского «Всешутейного собора» и «шутихой» Екатерины 1 ( «Катьки безродной», как называли
царицу придворные между собой). Художник охарактеризовал её метко и резко, правдиво передав
болезненно-одутловатое лицо с высокомерным обиженным выражением.
92
Записки дюка Лирийского и Бервикского во время пребывания его при Императорском Российском дворе в звании посла короля Испанско
-1730 гг.//Русский Архив. 1909. Кн.1. Вып.3. С. 399.