Стр. 10 - 2

Упрощенная HTML-версия

10
Резюмируя, укажем, что
при позитивнонаучном подходе к культуре за рамками
исследования оказываются свобода творчества и человеческая индивидуальность, роль особого
таланта и неповторимого стечения обстоятельств в создании мира культуры.
То, что
позитивно мыслящие ученые посчитали неважным при анализе культуры, вышло на первый план в
неклассических философских исследованиях XIX-XX вв, т.е. в так называемой философии жизни. В
конечном счёте,
концепции представителей философии жизни стали основой современной
культурологии, оттеснив на второй план позитивнонаучные построения
.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ, НАПРАВЛЕНИЙ И КОНЦЕПЦИЙ В
КУЛЬТУРОЛОГИИ
В методологической плане
в современной культурологии, при всем многообразии
трактовок, можно выделить три основных подхода.
1.
Позитивнонаучный подход,
который своими корнями уходит к учениям Э.Б.
Тайлора и Л. Уайта. Здесь анализ культуры не противопоставляется анализу природы, и
культурология воспринимается как вполне точная наука, изучающая законы и механизмы
существования культуры. При этом свобода воли человека и его творческая деятельность как
источники культуры по большому счету выносятся за скобки научного анализа.
2.
Классический подход
, уходящий своими истоками к учениям И. Гердера. И Канта,
Г.В.Ф. Гегеля, с определенными оговорками К. Маркса. Здесь анализ культуры признается научным.
Но культурно-историческая теория, вышедшая из недр философской классики, является особого
рода наукой, отличной от позитивных наук о природе. Ее главное отличие в том, что объективные
закономерности культуры не противопоставляются субъективным творческим действиям людей, вне
анализа которых научный анализ культуры безнадежно упрощается.
3.
Неклассический подход
, истоки которого связаны с именами А. Шопенгауэра и Ф.
Ницше. К формированию этого подхода к культуре имели отношение В. Дильтей, О. Шпенглер, во
многом З. Фрейд. Суть этого подхода в том, что культура признается недоступной объективному
научному анализу. В ее субъективную суть предлагается проникать, используя возможности мифа и
искусства. Тупики этой методологии обнаруживает теория и практика постмодернизма. Здесь
неклассический подход оборачивается «раскультуриванием» человека, в результате чего исчезает
сам предмет культурологического анализа.
В самом общем плане
по предмету исследования
в современной культурологии
можно также выделить
три направления
:
I.
Изучение
первобытной культуры,
которой на протяжении ХХ в. занимались так
называемая этнология, а также «культурная» и «структурная» антропология;
II.
Изучение
европейской культуры классического типа
, которую часто
соотносят со своеобразием древних восточных культур
;
III.
Изучение культуры
современного массового общества
, связанной с новыми
постиндустриальными технологиями.
В соответствии с трактовкой понятия «культуры»
также сложились различные
концепции культурологии:
—Ценностная или аксиологическая.