79
установку, выраженную индивидом относительно взаимодействия с др. индивидами в
определённых ситуациях. Он позволяет описать положение индивида в группе так, как оно
представляется самому субъекту, сопоставить это с реакциями др. членов группы, с помощью
формальных методов (математических, графических и др.) выразить взаимоотношения
внутри сравниваемых групп. Психодрама и социодрама воспроизводят межличностные
отношения исследуемых индивидов в театрализованной ситуации и используются как в
диагностических, так и в терапевтических целях. Методы социометрии широко используются
при изучени
целях улучшения руководства, а также в лечебных целях.
Тактика общения
- реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на
основе владения техниками и знания правил общения.
Техника общения
- совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений
слушать.
Трансактный анализ общения
- Разработан американским психологом и психотерапевтом
Э.Берном. Представляет структурный анализ жизненных сценариев и состояний Я данного
индивида. Этих состояний, по Берну три: Родитель (поведенческие схемы индивида,
повторяющие схемы родителей), Взрослый (состояние Я, объективно оценивающее
реальность), и ребёнок («архаические» пережитки детства). Эти состояния могут
неоднократно сменять одно другое в течение дня, или одно из них может преобладать в
поведении человека и определять собой конкретную структуру «трансакций» (единиц
общения).
Эмпатия
- сопереживание, человек испытывает чувства идентичные наблюдаемым у
другого человека и пытается поставить себя на место наблюдаемого. Эмпатия - необходимое
условие для развития такого профессионального качества, как проницательность.
10. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача
Воспитание -
формирование характера, каких-либо качеств личности путем
целенаправленного систематического воздействия.
Дидактические средства
- педагогические приемы, повышающие эффективность усвоения
учебной дисциплины.
Образование -
составная часть и одновременно продукт социализации. В содержательной
трактовке понятия «образование» выделяются четыре основных аспекта:
• образование как ценность (государственная, общественная,
личностная);
• образование как система;
• образование как процесс;
• образование как результат (грамотность-образованность-профессиональная компе-
ентность-культура-менталитет).
Образование стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации.
Научение
- спонтанное приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от
педагогических понятий обучения, образования и воспитания, охватывает широкий круг
процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование
простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций
сенсорного различения и т.д.).
Обучение -
самостоятельная или совместная целенаправленная деятельность учащегося и
преподавателя, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и
воспитание. Целью обучения является формирование знаний, умений, навыков.
Открытое образование
- развитая форма дистанционного образования с возможностью
обучаться на протяжении всей жизни, основу которой составляет виртуальная среда
обучения (ВСО), обеспечивающая целенаправленную, контролируемую, интенсивную,
самостоятельную творческую работу обучаемого в удобных для него месте и темпах
обучения, по индивидуальной траектории.