Стр. 86 - 2

Упрощенная HTML-версия

72
Психология народов
- наука, которая исследовала высшие психические функции и
психическое развитие человека через изучение духовной жизни людей, а именно их языка,
мифов и легенд, обычаев и нравов (В. Вундт).
Реакция
- внешнее действие, поведение и поступок человека (Дж. Уотсон).
Самоактуализация
- стремление к самовыражению с наиболее полным использованием
своих талантов, способностей и возможностей (А.Маслоу).
Стимул
- ситуации, обстоятельства в окружающем мире, которые воздействуют на человека
(Дж. Уотсон).
Установка субъекта
- неосознаваемая и обусловленная прошлым опытом
детерминирующая тенденция, характеризующаяся внутренним состоянием готовности
человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к
явлениям и объектам действительности (Д.Н. Узнадзе).
Экспериментальная психология
- наука, изучающая структуру сознания (В. Вундт).
3. Развитие психики
Деятельность —
динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Совокупность
действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).
Индивид
(от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек,
представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими
особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью
в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид»
следует отличать от понятия «индивидуальность».
Индивидуальность
— своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей
человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту
своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его
жизнедеятельности.
Личность
— это целостность социальных свойств человека, продукт общественного
развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в
процессесоциализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно­
нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие
самосознания.
Психика
- термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней,
духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека
Развитие
- есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем
возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека,
подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде
на более ранних ступенях.
Теория деятельности
— система методологических и теоретических принципов изучения
психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность,
опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в
отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки
деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889-1960), который
сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903-1979),,
который разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
Человек -
биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием,
высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и
т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
4. Психика и сознание.
Бессознательное
- уровень (сфера) психики, включающий примитивные инстинктивные
побуждения и эмоции, воспоминания, которые травмировали сознание человека (З. Фрейд).