Стр. 85 - 2

Упрощенная HTML-версия

71
Психологический тест
- есть объективное и стандартизованное измерение выборки
поведения".
Тест
- стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для
установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий
Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств
личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных
условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения.
Эксперимент -
манипуляции с независимой переменной
зучения ее воздействия на
зависимую переменную. В широко
экспериментатор манипулирует
некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает
того воздействия на некий
аспект поведения.
2. Краткий экскурс в историю психологии. Основные современные школы в
психологии.
Бихевиоризм
- направление в психологии (США, ХХ в.), созданное американским
психологом Дж. Уотсоном. Сторонники бихевиоризма отказались от рассмотрения
субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагают считать таковым
поведение индивида. Единицей поведения объявляется конкретная связь стимула^) и
реакции(Я). Все реакции Уотсон делит на наследственные (это рефлексы, физиологические
реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные
эмоции, социальное поведение и т.д.).
Высшие психические функции —
сложные системные образования, прижизненно
формирующиеся, социальные по своему происхождению, качественно отличные от других
психических явлений, опосредованные по психологическому строению и произвольные по
способу своего осуществления. Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский
понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить
внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Высшие
психические функции редставляют собой «психологические системы», которые создаются
«путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в
виде подчиненных слоёв» (Выготский Л.С., 1956).
Гештальт
(от нем.
Gestalt
- форма, структура) - основное понятие гештальтпсихологии.
Примеры гештальтов: кажущееся движение, восприятие мелодии, несводимое к сумме
ощущений звуков этой мелодии и др., рассматривались гештальтпсихологии как единицы
сознания и психики на всех ступенях психического развития(В.П.Зинченко).
Гуманистическая психология
- направление, которое объединилось под руководством
А.Маслоу с целью создать теоретическую альтернативу фрейдизму и бихевиоризму. В
противовес этим направлениям, которые оценивают человека как полностью зависимого либо
от окружения, либо от бессознательных инстинктов, предметом изучения гуманистической
психологии служит целостный человек в его высших, специфических только для человека
проявлениях, здоровая гармоничная личность, достигшая вершины своего развития,
самоактуализация личности, её высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода,
психическое здоровье и т.п.
Инстинкты
- примитивные побуждения, которые никогда не были осознанными и
осознанию недоступны (З. Фрейд).
Интроспекция
- наблюдение субъекта за процессами в своем сознании (В. Вундт).
Потребности -
состояния нужды человека в определенных условиях жизнедеятельности
или материальных объектах.
Психоанализ
- метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека; теория личности
(З. Фрейд).