4
Введение
В мире профессий профессия врача справедливо относится к числу одной из наиболее
сложных, требующей серьезной как специальной так и психологической подготовки. Поэтому в
основу подготовки врача закладываются знания, умения и навыки из области психологии,
соответствующие представлениям о его будущей профессии. Психологическая подготовка врача
идет через освоение, предусмотренного государственным образовательным стандартом, курса
«Психологии» и заложенных в учебный план дисциплины различные формы аудиторной (лекции,
семинары) и внеаудиторной (самостоятельной ) работы. Причем самостоятельная работа, связанная
с профессиональным ростом обучающегося, является основным видом учебной деятельности,
которой ему предстоит заниматься на протяжении всей жизни в профессии.
Курс «Псхология» предназначен для студентов начальных курсов и является
пропедевтическим
(пропедевтика
- греч.
propaideuo
- предварительно обучать) в системе
непрерывной психологической подготовки врача. Отсутствие у студентов младших курсов какого
бы то ни было клинического опыта, наличие только "идеальных" представлений о предстоящей
профессиональной деятельности не позволяют решать профессиональные задачи, связанные с
пихологической подготовкой студентов в полном объеме. Вместе с тем, знания, умения и навыки,
превращаемые в процессе систематической самостоятельной работы над курсом, в собственные
знания, навыки и умения студента, явятся фундаментом для формирования у студентов необходимых
мотивационных установок в отношении содержания будущего профессионального поведения.
Основной целью изучения курса является приобретение студентами - медиками
общекультурных и профессиональных психолого-педагогических компетенций как важной
составляющей теоретических и прикладных знаний о человеке и его психическом здоровье.
Результатом освоения курса должно стать овладение следующими общекультурными
компетенциями (ОК):
• расширение "психологического поля" личности студента, то есть расширение и уточнение
его представлений о самом себе;
• развитие у студентов важнейших психических функций, необходимых для учебной и
будущей профессиональной деятельности: когнитивных - внимания, памяти, речи, мышления,
волевых, эмоциональных качеств, способности к состраданию, сопереживанию и др.;
• овладение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и
теоретических положений;
• совершенствование и развитие своего интеллектуального и общекультурного уровня,
нравственного развития своей личности;
• совершенствование навыков самостоятельной работы с образовательными ресурсами,
включая интернет-ресурсы.
К числу профессиональных компетенций (ПК), которыми должен овладеть студент, следует
отнести:
• профессиональное врачебного мышление, формированию которого подчинен весь
педагогический процесс в медицинском вузе. Именно под этим углом рассматривается
формирование представлений о влияние болезни на личность человека и возможностях
психологического воздействия на пациента в целях оказания ему медико-психологической
поддержки;
• приобретение первичных навыков психологически обоснованного общения с больными и
коллегами по профессии;
• умение выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента и медицинского
персонала с помощью интервью, анамнестического метода и других клинико
психологических (идеографических) методов;