ПРЕДИСЛОВИЕ
«Вхождение» в профессию начинается с освоения ее языка. Для представителей
каждого типа профессий необходим определённый комплекс личностных
особенностей, которые способствуют успешному освоению и последующему
осуществлению профессиональной деятельности. В свою очередь, любая профессия,
как вид деятельности, предъявляют к человеку определённые требования,
накладывающие специфический отпечаток на весь образ жизни специалиста, весь
его облик. И сама профессиональная деятельность способствует не только
проявлению определенных свойств и качеств в человеке, но и формирует
профессиональные черты личности, которые оказываются в прямой зависимости от
особенностей профессии. Обычно их называют профессионально значимыми
качествами, и чаще всего они являются полипрофессиональными, хотя могут иметь
своё конкретное содержание для каждой отдельной специальности.
Выделение речевой компетентности как профессионального качества будущего
специалиста в качестве цели обучения латинскому языку обусловлено
особенностями современного образовательного процесса, осуществляющегося на
фоне активных процессов в жизни общества и выдвигающего проблему подготовки
специалистов
качественно
иного
уровня,
способных
нести
личную
ответственность
как за собственное благополучие, так и за благополучие
общества. Цель - одна из центральных образовательных категорий. Цель в
значительной степени определяет общий результат обучения и эффективность
учебных действий.
Итак, что же такое «речевая компетентность»? Речевая компетентность - это
профессиональное
качество,
регулирующее
профессиональную
речь
специалиста и определяющее её направленность, адекватность употребления
речевых средств и индивидуальное своеобразие. Иными словами, будущий
фармацевт должен знать: ЧТО говорит (значение слова), КАК говорит (интонация,
поза, жесты, мимика), ЗАЧЕМ говорит (цель высказывания: информация,
ознакомление, утешение, сообщение и пр.) и КОМУ говорит (коллеги, врачи,
клиенты, чаще всего, это - страдающие от какого-либо недуга люди). Для
провизоров важно адекватное восприятие наименований лекарственных средств, а
также названий болезней, т.к. сотрудничая с врачом в процессе восстановления
здоровья пациента, терминологическая грамотность провизора - один из важнейших
показателей профессиональной компетентности - способствует повышению уровня
общего медицинского обслуживания населения.
В противном случае,
некомпетентность как врачей, так и провизоров, может привести к так называемым
«ошибкам». Такую ошибку нельзя «переписать» или «зачеркнуть», поскольку эта
ошибка касается живого человека и влечет за собой риск утраты жизни и здоровья
нуждающегося в помощи пациента, а также благополучия его близких.
Если соотнести ведущие составляющие профессиональной деятельности провизора,
с содержанием речевой компетентности, то можно увидеть возможности латинского
языка, способствующего ее формированию:
-когнитивная (лат.
cognitio
познание от греч.
gnosis
знание) составляющая,
включающая фармацевтическое и медицинское знание и умение его использовать.
Фармацевтическое и медицинское знание отражено в системе терминов. Работа над
усвоением знания содержания терминов, их этимологии, позволяет развивать
4