«Никогда не сдвигай старую межу и не отнимай землю у сирот. Господь будет
против тебя. Он могуществен и защищает сирот» (Притчи 23: 10-11)), нашел свое
выражение в одной из десяти заповедей, записанных в Библии: «Не желай жены
ближнего своего, не желай ни дома его, ни земли, ни слуг его и служанок, ни волов
его, ни ослов, не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему» (Второзаконие
5: 21). Нарушение любой из заповедей влекло наказание до четвертого поколения
того, кто преступает закон. Таким образом, первоначальное право на собственность
обеспечивалось законами, данными Богом, связь с которым осуществлялась
посредством молитвы, которая есть беседа сердца с Богом, выражаемая как
словесно, так и без слов.
Древние римляне персонифицировали терм как бога. Такое отношение существенно
вытекало из страха задеть культ, к которому не принадлежит чужак и не может
принадлежать, ибо он не происходит от почитаемых в данном роде предков, и
потому, если бы нарушил священную неприкосновенность чего бы то ни было,
входящего в организацию их культа, хотя бы даже просто коснулся чего-либо, то за
таковое нечестие, за осквернение табу, неминуемо потерпел бы страшные кары от
самих оскорбленных предков. Имуществом владели не живые, но усопшие, которых
сделали богами. В других случаях, владетелями имущества были духовные существа
высших порядков, - герои, демоны или боги, в собственном смысле слова; но,
мистическое обоснование неприкосновенности имущества вместе с повышением
иерархического чина владетеля только усиливалось. Имущество недвижимое, а в
особенности земельное, было предметом особой бдительности духовного мира, ибо в
земле лежали кости почивших и потому приобретших сверхъестественное
могущество владельцев. Могилы их были престолами, а окружающая их земля -
храмом; дом же сынов и внуков этих владельцев, управляющих священным
имуществом, был тоже храмом, возникшим как покров и ограждение святейшего
средоточия всего самозамкнутого культа - священного очага, которому служила
семья потомков тех усопших.
Раз Терм поставлен уставно, то не было той силы в мире, которая могла бы его
переместить. Он должен был на веки вечные пребывать на том же самом месте. Этот
принцип религии выразился в древнем Риме таким сказанием: сам Юпитер, когда он
пожелал занять место на капитолийском холме, под храм себе, не мог удалить оттуда
бога Терма. Это старое предание показывает, насколько священною была
собственность; недвижимый Терм не означает ничего иного, как нерушимое право
собственности; это есть характерный для римской религии функциональный бог,
бог-функция, именно функция охранения границы, воплощенная вещественно. Терм
охранял границу и бодрствовал над нею. Сосед не смел приблизиться к ней
вплотную: чтобы завладеть полем какой-либо семьи, надо было опрокинуть или
переместить межевой столб: между тем, этот столб и был богом-охранителем. Такое
святотатство было ужасно, и кара за него - сурова. Древний римский закон гласил:
Если кто задел Терм лемехом сохи, то сам он и его быки да будут посвящены
подземным богам, т.е., что виновный и его быки должны быть во искупление
принесены в жертву.
Таким образом, слово термин возникает первоначально как страж собственности.
На языке более позднем, в значении слова
terminus
основным продолжает быть
момент законности, хотя значение дифференцируется:
terminus
значит: 1. область,
описанная своими границами и пределами, т.е. самое содержание границы. 2.
дефиниция, постановление, в смысле соборных постановлений; 3. назначенное
время, установленный день. 4. праздничный день.
20