Стр. 86 - 2

Упрощенная HTML-версия

В подростковом возрасте недержание мочи при неврозах можно рассматривать, как
следствие длительно действующего эмоционального стресса, в том числе страхов и
тревог, осознание которых столь мучительны для детей, что они, как бы бегут от них в
сон, где они находятся в безопасности, но излишне расслабляясь при этом расплачиваются
непроизвольным мочеиспусканием. Особую роль в формировании энуреза при неврозах
имеет стресс, возникающий от психологической несовместимости темпераментов
родителей и ребенка. Чаще всего дети, страдающие энурезом, обладают флегматичным
темпераментом. Они медлительны, неторопливы, обстоятельны, «капуши», мгновенно
засыпают и спят глубоко, без пробуждений. Матери же обладают контрастно
противоположным холеричным темпераментом с быстротой действий, непоседливостью и
неспособностью ждать. Они не переносят медлительных детей, особенно дочерей,
постоянно стимулируют их активность и часто срывают на них свое раздражение. В итоге
флегматизм детей заостряется под влиянием стресса до степени патологического
торможения ночью, тем более, что сон уже отличается достаточной глубиной. Вдвойне
глубокий сон означает полное торможение позывов на мочеиспускание, которые теперь не
доходят до сознания и не приводят к пробуждению. Менее типично обратное
соотношение темпераментов, когда матери обладают флегматичным, а их дети
холеричным темпераментом. Тогда матери стремятся ограничить чрезмерную, с их точки
зрения, активность детей, особенно сыновей, бесконечными запретами и так же угрозами
и физическими наказаниями. В результате эти дети становятся еще более возбудимыми,
гиперактивными и их патологически глубокий, хотя и беспокойный сон, служит
средством компенсации повышенно возбудимости днем.
Часто энурез возникает в результате травмирующей разлуки с матерью, отдавшей
ребенка в конце первого года жизни в ясли, где он, как потом ив детском саду, скучал без
неё, был беспокойным и плохо засыпал, а дома расслаблялся и спал так глубоко, что не
мог проснуться. Психологически данный механизм закрепления энуреза мог бы означать
подсознательное желание снова стать маленьким, что бы, как и до года быть вместе с
матерью, в безопасности и эмоциональном тепле.
Фактор педагогической запущенности, имеет семейно-бытовой характер - это
недостаток родительской заботы и любви, вызванный отсутствием родительских чувств к
ребенку или непониманием значения психологических факторов в
его развитии.
Выглядят
такие дети неухоженными, недоверчивыми, заторможенными, или
возбужденными, агрессивными. В свое время мать вовремя не реагировала на
естественное для младенцев и детей первых лет жизни беспокойство перед началом
мочеиспускания, упуская безвозвратно нужное время. Нередко такие матери настолько