К эффективным водным процедурам можно отнести полоскание горла холодной
водой. Это служит для профилактики заболеваний носоглотки. Данный вид закаливания
применяется только после консультации с оториноларингологом и педиатром, санации
носоглотки. Учить детей полоскать горло можно уже в возрасте 2,5-3 лет. Ребенок набирает
воду в рот, прополаскивает сначала полость рта, повторяет это не менее двух раз и каждый
раз сплевывает. Затем вновь набирает воду в рот, закидывает голову назад и произносит
протяжный звук «а-а-а». Температура +40 +42°С.
Дети в возрасте 4-6 лет, уже умеющие полоскать горло, начинают эти процедуры при
температуре воды +37 +36 °С, снижая ее каждые 2-3 дня на 1°С и доводя до комнатной
температуры.
Лечебным действием обладает раствор с добавлением на стакан воды 1 г. поваренной
соли или 0,5 г. питьевой соды, отвары лекарственных трав, минеральная вода и др.
Гелиотерапия
Гелиотерапия — это дозированные солнечные ванны с частичным или полным
обнажением тела.
В течение года необходимо проведение нескольких курсов массажа воротниковой
зоны и грудной клетки, а также общего массажа.
Особое место среди восстановительных мероприятий занимает лечебная физкультура
с элементами дыхательной гимнастики. Систематическое применение физических
упражнений помогает отрегулировать дыхание, обеспечивает хороший дренаж бронхов,
повышает тонус дыхательной мускулатуры, позволяет устранять сопутствующие нарушения
в различны органах и системах, вызванные длительным отсутствием носового дыхания, в
частности, состояния гипоксемии и гипоксии. У детей раннего и дошкольного возраста,
которые не обладают требуемыми психофизическими качествами, используется игровой
метод проведения дыхательной гимнастики. Элементы ее включаются в ежедневную
утреннюю зарядку, или она проводится в виде самостоятельного занятия (в старших
возрастных группах.
Дыхательные упражнения, применяемые в виде имитационных движений, игровых
рассказов, игр, призваны учить детей правильно дышать. Очень важен при этом
полноценный выдох. Применяется направленное дыхание с помощью надувных детских
шаров и резиновых игрушек, выдувание воздуха через трубочки в сосуд с водой и т. п.
ИММУНОРЕАБИЛИТАЦИЯ
Иммунокоррекция занимает важное место в комплексе лечебно-профилактических и
оздоровительных мероприятий у часто болеющих детей. В основе снижения
противоинфекционной резистентности у детей из г р у ппы часто болеющих лежат
изменения гомеостатического равновесия иммунной системы, а не стабильные нарушения
тех или иных ее компонентов что необходимо учитывать при выборе иммунокорегирующей
терапии.
Проведение неспецифической стимуляции препаратами тимуса, цитокинами,
синтетическими иммуностимуляторами разных групп вызывает немало возражений, так как
они в большинстве случаев активизируют как хелперные, так и супрессорные клетки,
вызывая разнонаправленный эффект.
В последние годы все более широкое применение находят в педиатрии лекарственные
средства растительного происхождения и гомеопатические препараты. Преимуществом
препаратов, производимых на растительной основе, является то, что биологически активные
вещества (действующее начало) растений более естественно включаются в обменные
процессы организма человека с меньшим количеством побочных эффектов.
Наибольшее распространение получили растительные препараты из группы
адаптогенов:
экстракт родиолы розовой, экстракт корня левзеи, настой корня заманихи,
настой плодов лимонника китайского, настой корня аралии, корня женьшеня.
Их
11