2. Для удаления избытка СО искуссвенная гипервентиляция (ИВЛ).
4. ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КОМА
Гипогликемическая кома
- острое осложнение сахарного диабета, обу
словленное резким падением содержания сахара в крови с последующим
снижением утилизации глюкозы мозговой тканью и гипоксией мозга.
Причины развития: избыточное введение инсулина при неадекватном
приеме пищи, несвоевременный прием пищи после инъекции инсулина, пи
ща с недостаточным содержанием углеводов, повышенная чувствительность
к инсулину, несоответствие дозы инсулина интенсивной физической нагруз
ке, психоэмоциональные состояния, острые заболевания, болезни эндокрин
ной системы с избыточной продукцией контринсулярных гормонов, наруше
ния функций печени, почек и ЦНС.
Гипогликемия чаще развивается внезапно с появления чувства голода,
беспокойства, слабости, дрожания рук, потливости, тошноты, и частого
пульса. Ухудшение самочувстсвия наблюдается у детей при снижении уров
ня глюкозы в крови до 2,6-3,5 ммоль/л (в плазме 3,1-4,0 ммоль/л.). При от
сутствии неотложной помощи состояние ребенка быстро ухудшается. Резко
нарастает общая слабость и бледность кожных покровов, усиливается общее
возбуждение и тремор конечностей, возникает профузный пот, головная
боль, тахикардия и лабильность АД. Нарушается координация движений,
развивается дезориентация, агрессивность, возможны галлюцинации, страх,
тонико-клонические судороги, расстройства зрения, глотания и речи. Возни
кает оглушенность, переходящая в сопор, арефлексия, гипотония, нарушения
дыхания и сердечного ритма. Возможно развитие отека мозга. Лабораторные
критерии гипогликемического состояния: глюкоза в крови ниже 2,2-2,8 (у
новорожденных меньше 1,7, у недоношенных ниже 1,1) ммоль/л и отсутствие
сахара в моче.
Н
е о т л ож н а я п ом ощ ь
н а
д о г о с п и т а л ьн ом
э тап е
1. При легкой гипогликемии без потери сознания необходимо дать легко
усвояемые углеводы: сахар, конфеты, сладкий чай, фруктовый сок, ва
ренье, мед, печенье. Прием сахара можно повторять с промежутками в
10-15 мин. С улучшением состояния принять чистые углеводы (фрукты,
хлеб, молоко);
2. Определение АД, ЧСС, ЧД, по возможности глюкозу крови, сахар в мо
че;
3. Введение глюкогена дошкольникам 0,5 мл п/к, школьникм 1,0 мл п/к;
97