ПРЕДИСЛОВИЕ
Многолетний опыт проведения государственных экзаменов по педиат
рии показал, что выпускники имеют достаточные знания по этиологии, пато
генезу, клинической симптоматике тех или иных заболеваний у детей, но не
достаточно уверенно справляются с вопросами оказания неотложной помо
щи. Это и побудило сотрудников кафедр педиатрии и детской хирургии под
готовить учебное пособие для студентов и педиатров-интернов с целью по
вышения их уровня знаний по интенсивной терапии и реанимации различных
заболеваний, встречающихся в детском возрасте.
Изложение учебного пособия строилось по единому принципу. Кратко
приведены причины и клинические признаки неотложных состояний. В то же
время основное внимание уделено практическому алгоритму действий меди
цинских работников на догоспитальном и госпитальном этапах оказания экс
тренной помощи детям. Подробно представлены организационно
методические аспекты ведения ургентных больных, прежде всего с хирурги
ческой патологией.
В пособии приведены лекарственные препараты, наиболее широко ис
пользуемые педиатрами и хирургами при оказании неотложной помощи де
тям.
Содержание учебного пособия отражает современный уровень медицис-
ких знаний по методам и формам реанимации и интенсивной терапии на эта
пах врачебной и специализированной медицинской помощи детям.
Авторы будут признательны за любые конструктивные замечания, кото
рые позволят усовершенствовать данное учебное пособие в будущем.
6