при
решении
которых
необходима
жесткая,
целенаправленная
регламентация. Для этой цели разрабатывают
положение о структурном
подразделении —
документ, предназначенный для нормативно-правовой
регламентации деятельности каждого структурного подразделения.
Положение определяет статус данного подразделения, его место и роль в
системе управления, внутреннюю организацию.
На основе положения о структурном подразделении осуществляется
повседневная деятельность его сотрудников по реализации тех задач и
функций, за выполнение которых подразделение в лице его руководителя
несет полную ответственность. Положение является базовым документом
для распределения функций и работ между исполнителями, установления их
персональных
должностных
обязанностей,
составления
штатного
расписания. Оно позволяет более полно и обоснованно оценивать результаты
труда всего коллектива подразделения и вклад отдельных работников,
принимать решения о моральном и материальном стимулировании
работников.
Для разработки качественных положений важно, чтобы их подготовка и
утверждение проводились одновременно для всех структурных
подразделений или по строго установленному графику. Это обеспечит
системность всего комплекса разрабатываемых документов, наиболее четкое
распределение работ, ответственности и полномочий.
Проекты положений, как правило, поручают разрабатывать самим
руководителям структурных подразделений, однако в процессе работы
необходимо совместное обсуждение вопросов, касающихся смежных
подразделений. Это позволит подготовить целый комплекс документов,
согласовать взаимосвязи между подразделениями и избежать дублирования,
что неизбежно при автономной работе над каждым отдельным положением.
Для вновь создаваемых подразделений, направление деятельности
которых только формируется и в полной мере определится только в
перспективе, разрабатывают
временные положения,
вводимые сроком на 1
год, по истечении которого они уточняются и утверждаются как постоянные.
Утвержденные регламенты не должны превращаться в догму,
препятствовать инновациям, т.е. должны обладать определенными
адаптивными качествами, чтобы сохранять актуальность.
Предотвратить неоправданно быстрое старение положений возможно на
основе правильного подхода к степени конкретизации их содержания,
которая должна быть необходимой и достаточной, чтобы можно было четко
зафиксировать круг задач и функций, контролировать ход их выполнения и
результаты, установить должностных лиц, ответственных за ошибки и
задержки при принятии управленческих решений, за некачественные, плохо
подготовленные решения, а также за непринятие решений.
Вместе с тем излишняя конкретизация может только ограничить
деятельность руководителя, снизить эффективность работы подразделения.
Это особенно важно учитывать потому, что наряду с регламентацией
существует еще и область неформального взаимодействия между