передового опыта, расчетов, разрабатываются возможные варианты решений,
каждый из которых анализируется на основе критерия оценки и с прогнозом
последствий. Затем организуется выполнение принятого решения,
осуществляются контроль за ходом его реализации, подведение
окончательных итогов, при котором необходимо оценить своевременность,
полноту и качество выполнения решения, а также степень участия в нем
отдельных работников.
Представленная схема отображает логику управленческой деятельности.
На практике этот процесс более сложен, осуществляется поэтапно и
допускает параллельность ряда процедур, что позволяет значительно
сократить время принятия решений.
I этап начинается с признания необходимости решения, т.е.
установления отклонения ситуации от заданного целями состояния (разрыв
между целями и уровнем их достижения). После определения существования
проблемы необходимо ее правильно сформулировать, оценить новизну,
выявить причины ее возникновения, установить взаимосвязь с другими
проблемами, оценить степень полноты и достоверности информации о
проблеме и определить ее разрешимость. На этапе постановки проблемы
используют методы, обеспечивающие ее достоверное и наиболее полное
описание. В их составе: сбор, хранение, обработка и анализ информации;
фиксация данных; моделирование, факторный анализ, сравнение. Набор
методов зависит от характера и содержания сформулированной проблемы,
сроков и выделяемых ресурсов. В соответствии с характером реализации
методов их можно разделить на:
формальные: анализ рынка, результатов хозяйственно-
финансовой деятельности (статистическая отчетность, бухгалтерская
отчетность);
неформальные: данные анализа коммуникационных сетей
(беседы, наблюдения и др.), экспертные опросы специалистов.
I этап завершается отбором релевантной (относящейся только к
решаемой проблеме) информации. Кроме того, если возникает
необходимость, устраняют ошибки в информации или дезинформацию.
На II этапе последовательно реализуются конкретные действия. Для
разработки полного перечня альтернатив решения проблемы можно
использовать различные методы (типовые, стандартные, оригинальные):
•
метод аналогии
— использование аналогичных ситуаций из других
областей знаний или из прошлого опыта;
•
метод инверсии
— преодоление психологической инерции и подход к
проблеме с новой позиции;
•
метод «мозгового штурма»
— свободное высказывание идей без
критики и обсуждения;
•
метод эмпатии
— рассмотрение проблемы с позиции кого-либо;
•
морфологический анализ
— выделение функциональных направлений,
формирование по ним идей и способов решения;