собственно-числовые вопросы, рассчитывают средние абсолютные или
относительные показатели (средний возраст респондентов, процент
респондентов с высшим образованием и т.д.).
При рассмотрении ответов на вербальные вопросы словесные оценки
переводят в баллы, а затем подвергают обработке как ранжируемые.
Для обработки ответов на ранжируемые вопросы могут использоваться
различные способы. Один из наиболее простых и достаточно точных
заключается в определении относительного уровня значимости (Уотн)
каждого вопроса — отношения суммарной оценки конкретного вопроса к
максимальной оценке наиболее значимого вопроса, выраженный в
процентах.
Относительный уровень значимости рассчитывают по формуле:
Уотн = m : М х 100 %,
где m — суммарная оценка каждого вопроса (определяется
суммированием баллов, проставленных по данному вопросу каждым
экспертом);
М — максимальная оценка наиболее значимого вопроса (вопроса,
набравшего максимальную сумму баллов).
Последующее ранжирование вопросов по рассчитанному уровню
значимости позволяет оценить приоритет каждого вопроса и сформулировать
соответствующие выводы и предложения.
На основании сформулированных выводов можно разработать
конкретные рекомендации по улучшению информационного обслуживания
специалистов.
Как уже было сказано, примером применения наиболее
распространенных косвенных методов для изучения информационных
потребностей специалистов является исследование потребностей врачей в
информации о лекарственных средствах с помощью анализа врачебных
назначений (рецептов, историй болезней).
Результаты такого исследования дают возможность руководителям
фармацевтических организаций учитывать мнение врачей при формировании
товарного ассортимента и, следовательно, эффективнее проводить свою
ассортиментную политику.