требовательность к себе и другим;
самостоятельность и житейская практичность;
настойчивость и активность;
высокая работоспособность;
личная организованность.
Организаторские способности формируются быстрее всех других, но с
увеличением стажа работы и приобретенного опыта ослабевают. Для их
становления важно выработать у себя привычку к систематическому анализу
каждого проведенного мероприятия и к дальнейшему исправлению
допущенных ошибок.
9. Конструктивные способности
Это способности, позволяющие проектировать будущее подчиненных,
предвидеть результаты своего труда, обнаруживать способности сотрудников
и заботиться об их развитии, подводя каждого к его потенциальной вершине.
Выработать такие способности нелегко. Необходимо внимательно
изучать подчиненных, следить за их жизнью и успехами, фиксировать в
своем сознании связи между направленностью личности человека, его
личностными способностями, отношением к труду, товарищам, повышению
квалификации, достижениям и неудачам в различных видах деятельности.
10. Мажорные способности
Это оптимизм и юмор руководителя, помогающие активизировать
трудовой процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или
безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.
Оптимизм, бодрый, жизнерадостный тон руководителя не менее
важны, чем его профессиональная квалификация и мастерство. Оптимист
активен, несмотря на трудности, уверен в светлом будущем, искренне верит в
потенциальные возможности каждого сотрудника. Стать остроумным
человеком невозможно, но научиться профессионально использовать шутку в
работе может каждый руководитель.
Оптимизм, энтузиазм заразительны. Излишняя строгость, постоянно
сердитое, недовольное лицо руководителя вызывают внутреннее
сопротивление, протест подчиненных против каждого, даже разумного его
требования.
11. Способности к концентрации и распределению внимания
Это умение в течение рабочего дня и во всех случаях делового
общения с подчиненными держать в поле зрения всю группу. Внимательно
наблюдая за подчиненными, нельзя терять контроль за собственной речью,
жестами, выражением лица. Разговаривая с подчиненными, необходимо
переводить взгляд с одного лица на другое, подолгу ни на ком его не
задерживая, и стремится при этом создать впечатление у каждого, что
именно он является объектом внимания.
Главное в способностях к концентрации и распределении внимания –
это решить поставленную задачу, качественно выполнить задание, уложиться
во времени, успешно довести работу до конца.