4.6. Управление конфликтами в организациях
Объективные причины конфликтов в фармацевтических организациях
можно разделить на несколько видов:
• структурно-организационные, связанные с несоответствием структуры
организации решаемым задачам и требованиям «внешней среды»;
• функционально-организационные, вызванные неоптимальностью
связей между структурными элементами и отдельными исполнителями;
• личностно-организационные, продиктованные несоответствием
личных качеств специалистов требованиям занимаемой должности;
• ситуативно-управленческие, являющиеся следствием ошибок,
допущенных как руководителем, так и подчиненными.
Среди ошибок в действиях руководителя, которые могут повлечь за
собой развитие конфликта, наиболее часто выделяют такие, как нарушение
служебной этики (грубость, неуважение, высокомерие, ущемление прав
подчиненных, злоупотребление служебным положением и др.) и трудового
законодательства, несправедливая оценка подчиненных и результатов их
труда.
Конфликт
— столкновение противоположно направленных взглядов,
позиций, интересов, целей двух или более людей.
Конфликтная ситуация —
это накопившиеся противоречия,
содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент —
это стечение обстоятельств, являющихся поводом для
конфликта.
Так как конфликт — это социальное явление, то для его анализа
используется прежде всего личностный подход, учитывающий особенности
взаимодействия отдельных личностей и последствия нарушения связей,
обеспечивающих стабильность организации. Возможен анализ конфликта и с
точки зрения подхода, учитывающего проявление связей и отношений в
совместной деятельности.
При изучении конфликтов применяют методы структурного и системно-
ситуационного анализа, моделирование, социометрию, социологические
исследования и др.
Структурирование конфликтов с использованием различных признаков
(табл. 4.8) позволяет дать им предварительную характеристику.
Разрешить конфликт — это значит устранить конфликтную ситуацию и
исчерпать инцидент. Для этого необходимо своевременно увидеть
назревающие противоречия на предконфликтной стадии и найти пути его
разрешения. Если это не было сделано вовремя, то, оценив ситуацию, следует
локализовать конфликт и его последствия (схема 4.3).
Таблица 4.8. Классификация конфликтов