1.4.2. Функции и методы управления
Функции
менеджмента
—
это
специализированные
виды
управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной
однородности выполненной работы и их целевой направленности.
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических
видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью
целей, действий или объектов их приложения.
Дифференциация функций менеджмента позволяет регламентировать
рациональные правила и процедуры их осуществления.
Выделяют три группы функций фармацевтического менеджмента:
▪ общие;
▪ социально-психологические;
▪
технологические.
Общие
функции
фармацевтического
менеджмента
отражают
содержание основных стадий процесса управления деятельностью
организации на всех иерархических уровнях:
• планирование;
• организация;
• мотивация;
• контроль;
• координация.
Общие функции отражают общий порядок управления деятельностью
фармацевтической организации.
Планирование как функция менеджмента представляет собой процесс
разработки целей, мероприятий и показателей развития всей организации и
ее структурных подразделений, определения средств (ресурсов), сроков и
последовательности их реализации. Это комплекс работ по анализу ситуаций
и факторов внешней среды; прогнозированию, оптимизации и оценке
альтернативных вариантов достижения целей; выбору наилучшего варианта
плана. Это формирование и выбор политики и стратегии организации.
Организация — функция управления, комплекс управленческих
(технологических и производственных) процессов по реализации планов.
Процессы могут быть основными, вспомогательными и обслуживающими.
Основными принципами рациональной организации процессов являются
пропорциональность,
непрерывность,
параллельность,
точность,
ритмичность, специализация, универсализация и др. Организацию как
функцию менеджмента реализуют путем разделения труда, его
специализации и кооперации, дифференциации работ по выполнению планов
на основе долговременных норм и правил.
Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования
(побуждения) всех участников деятельности организации, направленный на
достижение личных и общих целей развития всей организации.
Контроль — это одна из важнейших функций управления. Она
предполагает оценку отклонений запланированного хода работ от