Стр. 30 - 2

Упрощенная HTML-версия

- 29 -
4.
Гипертрихоз передается через Y–хромосому, а полидактилия – как доминантный
аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать – полидактилию, родилась
нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий
ребенок в этой семье будет также без обеих аномалий?
5.
У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном.
Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух
формах: у гомозигот тяжелая, у гетерозигот менее тяжелая. Женщина с нормальным
зрением, но с легкой формой талассемии в браке со здоровым мужчиной, но дальтоником,
имеет сына дальтоника с легкой формой талассемии. Какова вероятность рождения
следующего сына без аномалий?
6
. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на женщине, нормальной
по зрению и хорошо слышащей. У них родились сын глухой и дальтоник и дочь – дальтоник,
но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими
аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные
признаки, но дальтонизм сцеплен с Х-хромосомой, а глухота – аутосомный признак.
7
. У человека альбинизм обусловлен рецессивным геном. Ангидротическая
эктодермальная дисплазия передается как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный
признак. У супружеской пары, нормальной по обоим признакам, родился сын с обеими
аномалиями. Какова вероятность того, что их вторым ребенком будет девочка, нормальная
по обоим признакам?
8.
Женщина правша с карими глазами и нормальным зрением выходит замуж за
мужчину правшу, голубоглазого и дальтоника. У них родилась голубоглазая дочь левша и
дальтоник. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет левшой и
страдать дальтонизмом, если известно, что карий цвет глаз и умение владеть
преимущественно правой рукой – доминантные аутосомные, не сцепленные между собой
признаки, а дальтонизм – рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак? Какой цвет
глаз возможен у больных детей?
VI. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Контроль усвоения материала темы проводится путём оценки ответов на вопросы
тестового контроля и оформления выводов по занятию.
Вопросы выводов:
какие гены называются сцепленными? Сколько групп сцепления у человека?
приведите примеры сцепленных признаков. Как они будут наследоваться?
когда происходит кроссинговер? Какое значение он имеет?
Занятие 4
Тема: ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ЕЁ ФОРМЫ
Явления жизни, какими бы однородными они ни казались, – отличаются друг от друга,
т.е. изменяются (варьируют). Вариациям подвержены как качественные, так и
количественные признаки организмов, причем эти вариации могут наблюдаться в разных
формах и происходить с изменениями или без изменений наследственного материала. Для
объективной оценки степени и характера этих различий во многих случаях используются
статистические методы.