- 10 -
знать понятия множественного или плейотропного действия гена, летальных и
полулетальных генов для анализа вероятности степени проявления полезных или
вредных признаков в потомстве;
–уметь объяснить явление множественного аллелизма и его влияние па развитие
признаков у диплоидных организмов в популяции конкретного вида.
III. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
1. Цели самоподготовки:
уметь использовать теоретические знания для моделирования конкретных
скрещиваний по взаимодействию аллельных и неаллельных генов по принципу
промежуточного наследования, кодоминирования, комплементарности, эпистаза,
полимерии;
знать принципы наследования групп крови, резус-фактора, явления плейотропного
действия генов, аллелей, обладающих полулетальным и летальным эффектом, для
использования этих знаний при генетическом анализе родословной человека с целью
прогнозирования возможности проявления патологических признаков в потомстве.
2. Учебно-целевые вопросы:
варианты взаимодействия между аллелями одного и того же гена: полное, неполное,
сверхдоминирование, кодоминирование (примеры у растений, животных и человека);
типы взаимодействия неаллельных генов для качественных признаков:
комплементарность, эпистаз и для количественных признаков: некумулятивная и
кумулятивная полимерия (статистическое распределение вариантов). Примеры у
растений, животных и человека. Понятие о генах–модификаторах;
плейотропия как свойство гена, подтверждающее целостность генотипа. Примеры у
растений, животных и человека;
понятия о летальных и полулетальных аллелях, примеры.
явление множественного аллелизма, его биологическая сущность и значение в
природе. Определение групп крови у человека по системе АВО, Rh, MN, Льюис и др.
3. Таблицы для самостоятельного заполнения в процессе самоподготовки:
Таблица 1
Взаимодействие аллельных генов
Типы взаимодействия
Сущность
взаимодействия
Расщепление по
фенотипу
Примеры
1. Полное доминирование
2. Неполное доминирование
3. Кодоминирование
4. Сверхдоминирование