- 9 -
3
. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой
вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал
и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с
вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над
гладкими, глухота – признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах.
4
. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как
аутосомно-доминантные признаки. Гены всех трех признаков находятся в разных парах
хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя
страдают всеми тремя недостатками, но гетерозиготны по всем трем парам генов?
5
. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как аутосомно-
рецессивные, не сцепленные между собой признаки. Отсутствие резцов и клыков верхней
челюсти также может передаваться как рецессивный признак, не сцепленный с катарактой и
глухонемотой.
а) Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где оба
родителя гетерозиготны по всем трем парам генов?
б) Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где один из
родителей страдает катарактой и глухонемотой, но гетерозиготен по третьему признаку, а
второй супруг гетерозиготен по катаракте и глухонемоте, но страдает отсутствием резцов и
клыков в верхней челюсти?
VI. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Выяснение степени усвоения материала проводится проверкой решения задач, оценкой
ответов на вопросы тестового контроля и на вопросы выводов.
Вопросы выводов:
каковы клеточные основы гипотезы «чистоты гамет»?
какой характер носит расщепление в F
2
при моногибридном скрещивании по
вариантам признака и генетической структуре (сочетание аллельных генов)?
в каком случае неаллельные гены подчиняются закону независимого наследования
и комбинирования признаков?
Занятие 2
Тема: ВНУТРИАЛЛЕЛЬНЫЕ И МЕЖАЛЛЕЛЬНЫЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЕНОВ
Изучение данной темы дает возможность убедиться, что развитие любых признаков у
организма является следствием сложного взаимодействия между генами, а точнее между
продуктами их деятельности – белками, подтвердить представления о генотипе, как сложной
целостной системе. Представление о кумуляции действия генов важно для понимания
механизмов наследования количественных признаков у человека, имеющих адаптивное
значение. Знание генетического контроля групп крови имеет большое практическое значение
при переливании крови, в судебной медицине для идентификации пятен крови и при
установлении отцовства.
П. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
уметь аргументировать, что явления взаимодействия аллельных и неаллельных генов
являются результатом целостности действия генотипа в процессе индивидуального
развития особи;