12
количестве поступают в желудочно-кишечный тракт плода. Пе-
реваривание на данном этапе происходит за счет аутолиза (фер-
ментом околоплодных вод) и пиноцитоза. Но очень важным яв-
ляется наличие в этом периоде собственных ферментов. В
первую очередь формируется ферментативная активность тонкой
кишки, особенно лактазы, в меньшей мере желудка (пепсиноген,
желудочная липаза).
Амниотрофное питание имеет небольшое значение в пище-
варении плода, оно важно не столько в поступлении питательных
веществ, сколько в «тренировке» пищеварительной системы. Ос-
новным для плода является гемотрофное (трансплацентарное)
питание.
После рождения ферментные системы приспособлены к лак-
тотрофному (молочному) питанию, промежуточному между
внутриутробным и дефинитивным. Грудное молоко помогает ре-
шить такие противоречия, как огромные потребности растущего
организма и относительно низкие возможности органов пищева-
рения в усвоении пищи.
У новорожденных и детей первых месяцев жизни отмечается
снижение функциональных возможностей пищеварения и в це-
лом они таковы:
•
уже при рождении доношенный ребенок способен усвоить
96-98% всего того, что он получает с молоком матери и лишь
при переходе на иную пищу может возникнуть относитель-
ная несостоятельность пищеварения;
•
при рождении у зрелого доношенного ребёнка хорошо выра-
жены сосательный и глотательный рефлексы, чему способ-
ствуют перечисленные выше анатомические особенности.
Очень важно постоянно поддерживать у ребенка высокую
активность сосания. Раздражение рецепторов, которым очень
богат кожный покров ребенка, усиливает активность соса-
тельного рефлекса, поэтому важно раннее и длительное вы-
кладывание ребенка на голое тело матери, частое приклады-
вание к груди;
•
степень готовности слюнных желез, желудка, кишечника, пе-
чени, поджелудочной железы и других органов к процессам
пищеварения относительно низкая, что следует учитывать