Стр. 93 - 2

Упрощенная HTML-версия

В начале XIV в. Русь испытала вторичное влияние византийского искусства последнего
периода расцвета – палеологовского Ренессанса. На первое место вышло эмоционально-
психологическое (а не догматическое, историческое) и эстетическое, живописное начало. Общую
направленность творчества выявил эмоционально-экспрессивный стиль. Выделились три крупных
центра иконописи – Новгород, Псков, Москва, где формировались отдельные школы со своими чётко
выраженными чертами. Северная живопись, развивавшаяся в более демократической боярско-
купеческой среде, склонялась к большей широте, внешней свободе стиля. А московская, отражавшая
интересы княжеско-церковных кругов, стремилась к сдержанности, к искусству придворного,
утончённого характера.
В Новгороде начинался период культурного расцвета, расширялось внутреннее содержание
искусства, менялся стиль. Появились черты палеологовского влияния: вытянутые и лёгкие фигуры,
больше движения, развевавшиеся одежды, богатство цвета, много золота, изысканные полутона, но
меньше эмоциональной выразительности. Однако определяющими оставались русские черты:
приземистые пропорции фигур, упрощённость силуэтных линий, интенсивный светлый и звонкий
колорит (противопоставление красного и белого особо любимо), мягкость выражения,
просветлённость, экспрессия, повышенный динамизм, простонародный типаж, фольклорность,
графичность рисунка.
К концу века сложилось чисто новгородское понимание цвета, формы, линии. Краски
приобрели невиданную чистоту (беспримесность) и звучность. Излюбленный пламенный
киноварный цвет придавал радостный, приподнятый характер всей палитре. Яркие краски: белая,
зелёная, оливковая, розовая, голубая, синяя, вишнёвая, жёлтая, – давались в смелых
противопоставлениях. Формы упростились, почти совсем утратили объём. Сложился излюбленный
лик святого: крепкие, приземистые фигуры со скошенными плечами, почти круглые головы с
мелкими чертами лица. Иконописи был присущ мужественный, волевой характер.
Для псковской школы была характерна тенденция к преднамеренной архаизации, созданию
внешне грубоватых образов. Она являлась самой демократической по духу и наиболее
непосредственной и импульсивной по формам выражения, что отражало настроения псковского
духовенства, отличавшегося сильной плебейской прослойкой. Художественный язык живописи
предельно экспрессивен. Колорит густой и сумрачный с преобладанием изумрудно-зелёных и тёмно-
зелёных тонов, вишнёвых и густо-красных, землисто-коричневых и мутно-синих. Фон чаще жёлтый.
Одеяния разделаны тонкими золотыми линиями. Цветовые контрасты создавали ощущение
драматизма, душевного порыва, напряжённой внутренней жизни образов.
Конец XIV – XV вв. – расцвет русской иконописи, русское Предвозрождение. Ведущая роль в
культуре перешла к Москве, унаследовавшей традиции киево-владимирского искусства
домонгольского периода (как своей национальной классики) и эстетически утончённой, глубоко
интеллектуальной константинопольской живописи XIV в. Московская культура стала наиболее
совершенным воплощением русских национальных духовных и этических идеалов. На протяжении
всего XIV столетия в народной городской среде вызревали идеи объединения русских княжеств и
земель, требование прекращения княжеских междоусобиц и мысли о необходимости свержения
монголо-татарского ига. Народные идеи превращались в политическую доктрину феодалов, которые
рассматривали единство страны как союз равных княжеств, возглавляемый великим князем.
Изменения в народном патриотическом самосознании, развивавшаяся общественно-
политическая мысль, нравственное возрождение сказались на всём мировидении и оказали огромное
воздействие на иконопись. Мир в глазах изографа осветился светом идущего изнутри
преображённого человеческого духа, полного гуманного отношения к людям и одновременно
нетерпимого к злу. Большое влияние на иконописцев оказывали идеологические движения,
конструировавшие идеал человеческой личности. Так, к соблюдению этических норм, гуманизму и
воспитанию силы духа призывали тверские епископы Андрей и Федор, полагавшие, что обещанный
праведный загробный рай был «раем мысленным», заключенным в самом человеке[32].
Новгородско-псковская ересь стригольников была направлена на критику пороков духовенства и
церковных порядков, а также утверждала не только на словах, но и в жизни принципы человеческого
достоинства и высокой нравственности каждого человека, обязательность выполнения всеми, в том
числе и священниками, этических основ христианского вероучения. Но, возможно, решающее
воздействие на духовную жизнь Руси оказал исихазм.