Стр. 91 - 2

Упрощенная HTML-версия

или икона «Не рыдай Мене Мати» (Богородица и Христос, стоявший во гробе), где Мать оплакивала
смерть Сына.
Некоторые иконы не имели глубокого богословского наполнения, а иллюстрируют тот или
иной эпитет, которым величали Марию, её прославление: Царица Небесная, Неопалимая Купина,
Богоматерь – живописный источник, Гора нерукосечная, Нечаянная радость, Умягчение злых сердец
и проч. Всего известно более 700 образов Божьей Матери.
ИКОНОСТАС
Концентрацией многожанровой и разнотиповой иконографии в русском христианском храме
был иконостас – важный элемент национальной церковной традиции.
Древняя Русь восприняла от Византии одноярусную невысокую алтарную преграду в форме
деисуса и развила её в многоярусную алтарную стену. Зародился иконостас в конце ХIII – середине
XIV вв. К началу XV в. в нём было три ряда, а к концу столетия – четыре, и окончательно
сформировалась структура в XVI в. В классическом иконостасе иконы располагаются в пять рядов
(чинов), тесно примыкая друг к другу.
1. Местный ряд – нижний. В центре его помещаются Царские врата, через которые исходит
Царь Славы Иисус Христос в Святых Дарах для преподания причастия людям. Справа от Царских
врат – икона Спасителя и за ним – образ святого или священного события, во имя которого освящён
храм. Слева – образ Богоматери, затем – наиболее чтимые иконы. Этим показывается, что вход в
Царство Небесное открывается Господом Иисусом Христом и его Пречистой Матерью – Ходатаицей
человеческого спасения.
Над Царскими вратами – непременная «Тайная вечеря». Это начало и основание Церкви с её
главным таинством – Причащением плоти и крови Христовой. Икона указывает на то, что за
Царскими вратами в алтаре происходит то же, что происходило на той исторической встрече
апостолов с Иисусом.
2. Деисусный ряд раскрывает главную тему иконостаса – идею заступничества всей Церкви за
род человеческий. В центре – образ Спаса в Силах, Христа-Судии, грядущего судить живых и
мёртвых. К нему склоняются в вечной молитве о прощении грехов людских Богоматерь (по правую
руку) и Иоанн Предтеча (слева), последний пророк Ветхого завета и первый – Нового завета (он
олицетворяет переход к христианству). Вместе с ними возносят молитвы архангелы, апостолы,
мученики, святители.
3. Праздничный ряд – это иллюстрация к Евангелиям, преданиям, важнейшим событиям
двунадесятых и других праздников. Тема чина: земная жизнь Христа и Богородицы – новозаветная
история.
4. Пророческий ряд представляет ветхозаветных пророков, предвозвестивших приход Мессии.
Среди них всегда находится пророк Исайя, давший наиболее ясное и точное предсказание о
рождении Христа. В центре ряда – Богоматерь Знамение.
5. Праотеческий ряд – образ Церкви Ветхозаветной. Здесь изображены праотцы – предки
Христа по человечеству, восходящее к Адаму родословие Иосифа Обручника – мужа Марии. В руках
праотцы, как и пророки в предыдущем ряду, держат развёрнутые листы с надписями из Библии и
пророчествами. В центре – икона «Отечество».
Венчается иконостас крестом или крестом с распятием – вершиной Божественной любви к
падшему миру.
Иконостас воплощает образ Небесной Церкви во главе с её основателем – Иисусом Христом.
«В иконостасе, начиная с образа Святой Троицы, Предвечного Совета и источника бытия мира и
промышления о нём, сверху вниз идут пути божественного откровения и осуществления спасения;
постепенно, через предуготовления Ветхого Завета, предображения и пророческие предвозвещения,
к ряду праздников – исполнению предуготовленного, и к грядущему завершению домостроительства
Божия – деисусному чину; всё как бы стягивается к Личности Иисуса Христа, «Единого от Святыя
Троицы». … Жизнь Церкви здесь как бы резюмируется в её высшем и постоянном назначении –
представительстве святых и ангелов за мир»,- писал Л.Успенский[30].
Иконостас раскрывает для верующих духовную сущность того, что совершается в Церкви –
сближение с Богом. Он показывает результат этого сближения, обращает христиан к мысли о
праведной жизни, о заступничестве Богородицы и святых в Судный день. Живое таинственное