Стр. 83 - 2

Упрощенная HTML-версия

4. В иконографии весьма специфично передавалось время. Иконописец совмещал на одной
доске события, происходившие в разное время и в разных местах. Он рисовал одного и того же
персонажа не только в различные моменты его жизни, но и после смерти. С точки зрения
средневековых представлений о «вечном» мире временная последовательность событий не имела
значения, все они происходили сразу.
В вечном, неизменном мире время не властно над небожителями. Поэтому все святые
изображались, как правило, в одной возрастной поре. Даже младенец на руках Богоматери похож на
взрослого человека с глазами, наполненными жизненной мудростью, поскольку возраст Иисуса
принято исчислять 33 годами, с момента начала его высшего служения людям.
5. На иконе отсутствовал внешний источник света. Свет солнца необходим для видения
предметов реального мира. Но в мире сверхреальном источником света являлся Иисус Христос. От
него исходил Фаворский (божественный) свет – это божественная энергия, преобразующая мир и
человека. Она обоживала всё человеческое естество, его духовную и телесную структуру, и делала
его сродни Богу, так что человеческое тело начинало излучать видимое сияние. Однако этот свет
открывался не каждому, и сходил только на тех, кто изменялся к лучшему и познавал абсолютную
истину. Свет исходил от ликов и фигур святых, из глубины их, как символ святости. Можно сказать,
что свет был главным смысловым содержанием иконы. Значение символа света не зависело от цвета
фона: наиболее адекватный вариант – золото, но мог быть и красочный свет-фон.
6. На иконе не было теней; их не может быть в бесплотном мире – царстве Света.
7. Нематериальный мир изображался условными символами.
Нимб вокруг головы святого – это слияние Света и Славы Божией. В нимбе Спаса иногда
ставили греческие буквы, означавшие слово «Сущий», а над головой Марии – «Матерь Бога» или
«Божья Матерь».
Одежда – ткань из подвигов святого. Например, у Богородицы красный мафорий (покрывало на
голове замужней женщины) – символ земных страданий и царского происхождения, голубые нижние
одежды – её небесная чистота, поручни (нарукавники) – служение Церкви, три звезды на челе и
оплечьях – знак чистоты и непорочности, а также знак Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога
Святого Духа.
Символичны жесты. Так, фигура с рукой, прижатой к щеке, показывала печаль. Раскрытая рука,
протянутая вперёд – покорность.
Изображённые вещи также несли в себе определённую информацию:
чаша – символ искупления,
дуб – древо жизни,
свеча – символ души,
дом – символ домостроения, созидания,
гора – символ духовной высоты,
круг – символ неба, единения,
красный крест – мученичество или возрождение,
посох у ангела – небесное вестничество,
золотой венец – духовная победа,
лестница – духовное восхождение с земли на небо, Божье творение мира;
тороки (развевающиеся ленты в волосах) – послушание воле Бога,
зерцало (сфера с крестом) – дар предвидения,
крылья – символ быстроты и всепроникновенности,
крест – знак Иисуса Христа,
Голгофа – символ искупления Христом грехов всех людей, начиная от Адама.
Свои символы были у евангелистов:
& у Луки – телец (знак жречества),
& у Марка – лев (он описывал царственную силу и могущество Господне),
& у Иоанна – орёл (он автор Откровения, проникнувший в бездны предвечного Бытия),
& у Матфея – ангел или человек (он занимался генеалогией Мессии, его человеческим
происхождением).
Символичны образы святых, апостолов, ангелов. Например, Георгий – символ победы над
злом, олицетворение идеала красоты, чистоты и совершенства.