Стр. 80 - 2

Упрощенная HTML-версия

традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена
новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент – шатрами теперь
увенчивались колокольни. В результате появлялись замечательные по красоте постройки затейливой,
асимметричной, «сказочной» архитектуры. Таковы, например, церковь Троицы в Никитниках (1634
г.) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.) – это второй этап.
Третий этап начинается в 90-х гг. XVII веке. В русской архитектуре происходят существенные
изменения. Появляется новый стиль – «нарышкинское барокко», получивший свое название потому,
что главными заказчиками построек, выполненных в этом стиле, были родственники второй жены
царя, матери Петра I, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Характерной чертой этого стиля было
использование в декоре элементов, напоминающих формы западноевропейского стиля барокко.
Однако барочным в прямом смысле слова зодчество 90-х гг. XVII века назвать нельзя. Влияние
европейской архитектуры ограничивалось внешним оформлением зданий, не затрагивая самой
конструкции. Помимо западных традиций в «нарышкинском барокко» давала себя знать и русская
деревянная архитектура. Наиболее ярким примером «нарышкинского барокко» является церковь
Покрова в Филях (1693 г.), в которой традиционная для русского деревянного зодчества форма
ярусного храма сочетается с западноевропейским по стилю декором. От XVII в. до нашего времени
дошли прекрасные деревянные храмы. Широко известен архитектурный комплекс Кижи.
Помимо храмового строительства ведется строительство светских зданий. Надстраиваются
шатры над башнями московского Кремля. В 30-х гг. на территории Кремля был сооружен каменный
Теремной дворец (арх. Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков), а
конце 60-х – загородная царская резиденция – деревянный дворец в селе Коломенском (не
сохранившийся до сегодняшнего дня), который, по отзывам современников, своей нарядностью
напоминал «игрушечку, только что вынутую из шкатулки». За царем тянулась состоятельная часть
общества. До сегодняшнего дня сохранились каменные палаты Аверкия Кириллова в Москве (1657).
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ
Древнерусскую культуру называют культурой «великого молчания», подчёркивая этим, что
воплощённые в архитектуре и живописи зрительные образы намного значительнее созданного
русской словесностью. Особо поражает воображение иконописание Древней Руси, поднявшееся до
самых вершин мирового искусства.
Отправной точкой русского творчества была византийская художественная система,
заимствованная вместе с христианским культом. В IX-XII вв. искусство Византии переживало
расцвет. Именно в это время победили иконопочитатели и окончательно утвердился классический
византийский стиль на основе эллинских изобразительных традиций. Мозаики и фрески выражали
глубочайшую духовность, подчёркивая этим сущность божества. Фигуры утратили материальную
тяжеловесность, лица приобрели строгий аскетический характер, пространственная среда стала
простой и схематичной.
Была установлена строгая иерархическая система расположения сюжетов в храме, призванная
иллюстрировать основные догматы христианства. В куполе появилась полуфигура Христа
Пантократора (Вседержителя), как бы царящего над миром. Он исполнен нечеловеческого величия и
нечеловеческой мощи – властный, грандиозный, созидающий и сокрушающий, милостивый и
карающий. В апсиде стали помещать фигуру Богоматери, чаще всего в типе Оранты, то есть
молящейся, с воздетыми руками; по сторонам от неё, как стражи, – фигуры архангелов, в нижнем
ярусе – апостолы, на парусах – евангелисты, на столбах – Благовещение, на стенах трансепта – сцены
из жизни Христа и Марии, на западной стене – Страшный суд и т.д. Таким образом, в сложнейшем
порядке выстраивались все служители Царя Небесного, с которого в иерархическом подчинении
должны брать пример служители царя земного. Идея преемственности земного самодержавия от
самодержавия небесного имела решающее значение для государственного устройства Византийской
империи и не могла остаться незамеченной русскими правителями.
Если в монументальных произведениях царил пафос отвлечённой духовности и
торжественности, то в станковых работах (иконах) присутствовала затаённая человечность. Чудесная
икона Владимирской Богоматери, написанная неизвестным мастером-греком, привезённая из
Византии на Русь в 1155 г., очень близка и понятна сердцу человека. Глаза Марии полны чувства,
которое в средние века определяли как радость святой печали. Во взоре и смутная тайна, и