должен быть настоящий князь. Образованный, смелый, деятельный, истинно верующий – таким
предстает княжеский идеал в «Поучении». Непременная черта настоящего князя – забота о Русской
земле. По мнению Мономаха, ради единства Руси князья обязаны оставить личные обиды и
братоубийственные ссоры.
Особняком в литературе стоит «Моление» или «Слово» Даниила Заточника. Довольно сложно
определить жанр этого произведения. Это и просьба (собственно «моление») о приеме на службу к
князю; и памфлет, саркастически высмеивающий всесилие богатства, бесчестие духовенства,
злонравие женщин, произвол бояр; и рассказ о себе, сдобренный некоторой долей саморекламы.
Заточник – человек, безусловно, талантливый и, как все талантливые люди, находящийся в
конфликте со своим временем – окружающие не ценят его ума, ему приходится жить в нищете – о
бедах своих он «вопиет» ко князю, призывая оказать ему покровительство, обещая взамен верную
службу.
К XII веку относится первое описание путешествия в русской литературе. Это рассказ о
паломничестве («Хождение») игумена одного из черниговских монастырей Даниила в Святую
землю, т. е. в Иерусалим. Даниил совершает благочестивое странствие в те края, где разворачивались
события библейской истории. Он жадно осматривает достопримечательности, город, обходит
окрестности, ездит по стране. Подробности своего визита аккуратно и подробно записывает.
Неотъемлемой и очень важной частью древнерусской литературы являются богословские
произведения. Большим авторитетом в древнерусском обществе пользовался епископ г. Турова
Кирилл, снискавший себе славу русского Златоуста. В своих Словах и поучениях («Повесть о слепце
и хромце», «Повесть о белоризцах и мнишестве» и др.) Кирилл Туровский в аллегорической форме
размышлял о разных философских проблемах: о соотношении духовного и телесного, небесного и
земного в человеке, о смысле монашеского служения и т. д. Среди признанных богословов XII в.
следует упомянуть еще и Климента Смолятича, киевского митрополита в 1147-1155 гг. Летопись
говорит о том, что Климент был «книжник и философ так, яко же в русской земле не бяшеть». Он
является автором «Послания прозвитеру Фоме», произведения, в котором содержатся рассуждения о
ценности образования и философского подхода к пониманию священных писаний. К сожалению,
«Послание» – единственное дошедшее до нас сочинение Климента.
Развитие агиографического (житийного) жанра в начале XIII в. ознаменовалось формированием
Киево-Печерского Патерика - сборника рассказов об истории основания Киево-Печерского
монастыря и первых монахах, подвижническая жизнь которых составила его славу.
Разновидностью богословской литературы были сочинения, говоря современным языком,
природоведческого характера. На Руси получили большое распространение переводные
византийские сборники «Шестоднев» и «Физиолог». В «Шестодневе» комментировался библейский
рассказ о сотворении мира за шесть дней. В нем древнерусский читатель мог найти разные теории о
форме земли, теологические объяснения астрономических и атмосферных явлений, рассказы о
животных, снабженные метафизическим толкованием, и многое другое. Сходным образом был
составлен и «Физиолог», содержавший аллегорические рассказы о животных, птицах, камнях,
деревьях.
Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Военный разгром,
тяжелая дань, увод в полон мастеров значительно обеднили культурный процесс. Однако традиция
не прервалась. Более того, вряд ли можно говорить о сколько-нибудь заметном влиянии монгольской
культуры на русскую, особенно на первых порах. Долгое время степной мир монголов-кочевников и
мир городов славян-земледельцев существовали отчужденно, потребовалось не одно столетие для
взаимного сближения.
Батыево нашествие стало основной темой в литературе. Один из первых откликов на
произошедшее –«Повесть о разорении Рязани Батыем». В «Повести» описывается гибель Рязани и
рода рязанских князей. Монгольское нашествие воспринималось современниками как конец света,
как «великая конечная погибель». Отсюда трагизм, наполняющий произведения того периода. Мотив
героической смерти является ведущим в литературе, посвященной нашествию. В «Повести»
монголо-татары стали победителями не потому, что победили рязанцев, а потому, что их
противников не осталось в живых. Князь Федор Юрьевич, посланный к Батыю с дарами,
отказывается отдать ему свою жену, говоря: «когда нас приодолееши, то и женами нашими владети
начнеши», его убивают. Узнав о смерти мужа, княгиня Евпраксия вместе с маленьким сыном
«ринуся из превысокого храма своего» и разбилась насмерть. В решающей битве гибнут великий