Стр. 71 - 2

Упрощенная HTML-версия

составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического
характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была
создана уже в конце Х - начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов:
Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести
временных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации сохранялась в устных
преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную
традицию, став основой формирования русского героического эпоса - былин.
Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением
грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Начало этому было заложено
еще князем Владимиром, который после принятия христианства начал «поимати» детей у
«нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученье книжное». Ярослав в 1037 г. специально
выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем, чтобы они обучали людей
грамоте и письму. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при
археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового
содержания.
Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во
II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается
Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим
шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Это сборник переводных нравоучительных
рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг
в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.
К XII в. византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с крещением,
оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней неразрывное
единство. Цивилизационное влияние последнего осколка античного мира оказало стимулирующее
действие на молодую культуру Древней Руси. В XII в. начинается развитие новых культурных
центров. Социально-политические предпосылки этого процесса заключались в обособлении от Киева
наиболее развитых земель, становившихся самостоятельными волостями. С культурологической
точки зрения имело место расширение сферы действия новой синтетической культуры,
распространение культурных новаций от передового центра (Киева) к периферии.
Наиболее ярко эти процессы проявились в летописании. В самом начале XII в. (1113 г.) в
киевской земле монахом Киево-Печерского монастыря Нестором создается Повесть временных лет.
Эта летопись по праву считается одним из самых замечательных произведений древнерусской
культуры, настоящей энциклопедией древнерусской жизни. Несмотря на то, что материал излагается
по годам, текст летописи представляет собой связное литературно-историческое произведение, в
котором нашла отражение не только событийная канва, но и религиозно-философские воззрения,
политическая идеология, этика и подробности повседневной жизни человека Древней Руси.
Продолжает развиваться летописание в Новгороде. Важно, что наряду с городами, в которых
летописи велись уже на протяжении столетий, в начале XII в. возникает летописная традиция там,
где раньше ее не было – во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях. Характерно, что
уделяя, как правило, большое внимание местным событиям, летописцы не теряют из вида
общерусской истории, их областной патриотизм всегда сочетается со стремлением к единению
русских земель.
Много нового появляется в литературе. Литература XII-XIII в. весьма разнообразна как по
жанрам, так и по тематике. «Слово о полку Игореве» считается одним из самых свободных от
церковного влияния произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение
повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185
г.). Художественный язык автора «Слова» насыщен языческими символами и образами: Русь
предстаёт перед нами не оплотом православия (как в летописях), а «силой Дажь-Божа внука»,
упоминается Стрибог, другие языческие божества, но нет ни одного упоминания Христа,
Богородицы или святых. При этом в главном автор «Слова» един с книжниками-летописцами: он
выступает за единство Русской земли, осуждая князя Игоря, пустившегося в поход на свой страх и
риск, без поддержки других князей в погоне за добычей и почестями.
Не менее интересно «Поучение» Владимира Мономаха (1053 - 1125). На склоне жизни («на
санех седя») он пишет наставления своим детям, готовя их к нелегкому труду правителей земли.
Мономах вспоминает свою жизнь и дает читателю возможность представить и понять, каким же